Атлантическая эскадра 1968–2005 - Белов Геннадий Петрович (книги TXT) 📗
орден Красная Звезда (Указ Президиума ВС СССР от 05.05.89 г. № 10388);
орден «За военные заслуги» (Указ Президента РФ от 23.02.98 г. № 181);
орден «За морские заслуги» (Указ Президента РФ от 13.09.05 г. № 1067);
знак «Воин-интернационалист» (Указ Президиума ВС СССР от 25.12.88 г.
орден «Во славу Флота Российского» 1-й степени – 2012 г. орден «Святопрестольного Дмитрия Донского» 2-й степени-2008 г.
медаль «За боевые заслуг. и»
Двадцать других медалей.
Работа после демобилизации:
С 8 ноября 2005 года по 30 января 2009 года, заместитель, а с 31 января 2009 года по настоящее время – первый заместитель Главы администрации Рузского муниципального района (г. Руза, Московской области);
Общественная деятельность:
Член общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Отзывы разных людей о Владимире Григорьевиче неоднозначные. Кто-то отзывается о нем положительно, а некоторые, у кого, возможно, во время службы не сложились с ним отношения, отзываются нехотя, стараясь избегать негативных оценок. Это говорит прежде всего о его сильной натуре и твердом характере, ибо в таких случаях, кроме друзей, у него были и недоброжелатели. Он действительно по своей натуре очень волевой и твердый человек. Но, несмотря ни на что, надо отметить в нем самое главное, что его характеризует. Он человек целеустремленный, чрезвычайно ответственный, мужественный, умеющий находить выход из самых трудных ситуаций. Подтверждением этому и его значительный послужной список, а, самое главное, что стоит за этим списком. Перечень этого впечатлит любого. За 34 года службы на флоте он прошел более 330000 морских миль и выполнил 17 боевых служб, проведя в море более 11 лет. Такое количество боевых служб достойно книги рекордов Гиннеса. Будучи командиром гвардейского БПК
«Гремящий», он прошел вторую по продолжительности боевую службу за всю историю эскадры – 265 дней.
Доброскоченко является самым наплаванным адмиралом за всю историю Советского и Российского ВМФ. Никто из Советских и Российских флотоводцев не имел и не имеет подобного плавательного стажа. Приходится только
сожалеть, что подобные факты остаются без внимания со стороны Министерства Обороны и ВМФ. Для моральной оценки таких заслуг не существует социального механизма, как, например, присвоение почетных званий в области кльтуры, науки, техники и искусства, не говоря уже о материальных вознаграждениях. Но из приведенных статистических цифр можно сделать и еще один интересный вывод. Большое количество боевых служб Доброскоченко прошел, уже будучи на самостоятельных должностях. Поэтому, напрашивается вывод, что ему в море было более комфортно, чем на берегу. Но за его плечами еще и участие в боевых действиях на Северном Кавказе в составе батальонной тактической группы морской пехоты Северного Флота в 1999–2000 гг. Побольше бы таких адмиралов на нашем флоте.
5. Выпускники ВВМУРЭ им А.С.Попова на командирском мостике
Командиры кораблей на флоте традиционно назначались из состава выпускников училищ с ракетно-артиллерийской, минно-торпедной и штурманской специальностью. Это оправдано тем, что они наиболее подготовлены к использованию корабельного оружия. Но, со временем, на мостики кораблей 7 ОПЭСК стали подниматься офицеры, считавшие это своим призванием и вышедшие из ВВМУРЭ им. А. С. Попова.
На 7 оперативной эскадре первым таким командиром стал Виктор Романович Карцев, закончивший ВВМУРЭ в 1971 году. Виктор Романович родился в 1948 году и был потомственным моряком в семье. Его отец Роман Петрович Карцев, прошедший войну, последние годы службы командовал 170 бригадой противолодочных кораблей и 13 БСРК в г. Ленинграде. Человек чести и высоких человеческих и нравственных достоинств, он передал своему сыну все свои качества. Учась во ВВМУРЭ им. А. С Попова, Виктор Карцев понял, что его призвание – быть на ходовом мостике корабля. После выпуска из училища он был назначен на первичную должность командира группы РТН на БПК «Адмирал Зозуля» и прекрасно понимал, что сложившийся стереотип назначения командирами кораблей офицеров со специальностями минер и артиллерист не позволит ему легко войти на ходовой мостик. В сентябре 1973 года он назначается на должность начальника РТС на ЭМ «Бывалый», где усиленно готовит себя к командной должности, совершенствуя свои знания в штурманском, артиллерийском и минно-торпедном деле. На боевой службе с 10 ноября 1973 по февраль 1974 он получает допуск к несению ходовой вахты вахтенным офицером на ходу корабля, первый опыт управления кораблем и хорошую морскую практику. Осенью 1974 года он получает допуск к самостоятельному управлению кораблем и полгода исполняет обязанности старшего помощника командира. В январе 1975 года Карцев получает назначение старшим помощником командира корабля на ЭМ «Московский комсомолец», будучи в звании старший лейтенант. Это был качественный скачок в его флотской карьере. Эсминец в это время находился в ремонте в г. Кронштадт на КМОЛЗ. Выведя корабль из ремонта и подготовив его к официальному визиту в Осло в октябре 1977 года, он убывает на учебу на командирские курсы ВСООЛК ВМФ. После окончания учебы 3 сентября 1978 года Карцев назначается командиром ЭМ «Московский комсомолец» в звании капитан-лейтенант.
Вхождение в должность не вызвало затруднений, поскольку офицеры и экипаж корабля были ему знакомы, и он быстро осваивает ее и успешно справляется с боевой подготовкой корабля перед выходом на боевую службу. 16 декабря Карцев выходит на первую боевую службу в должности командира корабля в составе отряда ТАВКР «Киев», БПК «Адмирал Юмашев» и «Смышленый» в Средиземное море. Ходовой мостик ЭМ «Московский комсмолец» стал для него вторым домом на пять лет. Все эти годы корабль проводил испытания аппаратуры обнаружения ПЛ по радиоактивному следу «Колос» и, поскольку он был единственным офицером, допущенным к испытаниям этой аппаратуры, ему был закрыт любой путь к продвижению и даже учеба в академии. По завершении командования эсминцем он назначается начальником штаба дивизиона эскадренных миноносцев и заканчивает службу командиром крейсера «Александр Невский», которым откомандовал с 1988 по 1991 год.
Вторым командиром из выпускников училища стал Юрий Давыдович Оруджев, уроженец г. Нижний Тагил. Родился 22 апреля 1951 года. Увлечение чтением книг о морских путешествиях сформировало у него интерес к морю. Это произошло еще и потому, что его дядя по матери служил в ВМФ в звании капитана первого ранга, и к моменту окончания школы его решение стать профессиональным военным моряком созрело окончательно. Но поступить в Севастопольское ВВМУ училище он не смог, и ему пришлось работать на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате в цехе КИП и отслужить два года срочной службы. Только через три года он становится курсантом ВВМУРЭ им. А. С. Попова. Весь класс мечтал распределиться в береговые части, а он, с лучшим другом Ю. В. Ефимовым (впоследствии Начальник Службы РЭБ ВМФ), видел себя только на палубе большого корабля СФ.
После выпуска из училища в 1976 году, прослужив в первичной должности несколько лет, он ставит перед собой цель пойти по командной линии. Его тянет командирский мостик, и он внутренне чувствует в этом свое служебное призвание. Он шел к командирской должности одиннадцать лет. Его послужной список командования кораблями уникален. Первым кораблем, в командование которым он вступилв 1987 году, был БПК «Смышленый». После возвращения с боевой службы в конце 1988 года он получает назначение командиром БПК «Кронштадт», которым он командовал с 1989по 1991 год. В 1991 году было принято решение о выводе корабля из сил постоянной готовности, в резерв и командование эскадры, желая сохранить плавающего командира, назначает его командиром БПК «Адмирал Исаченков», которым он командовал с 1991 по 1992 год. С БПК «Адмирал Исаченков» он попросился на новостроящийся РКР «Адмирал Лобов». Получив в командование новостроящийся корабль, он хотел заложить на нем организацию и порядок на долгие годы, используя весь свой накопленный опыт. Ему поручили сформировать экипаж и принять корабль, строящийся в Николаеве. Но, при готовности корабля на 95 % и уже сформированном экипаже, готовом к отправке на корабль, Украинская сторона отказалась разрешить заселение российского экипажа. Командованием эскадры он был поощрен разрешением поступить в ВМА им. Кузнецова, которую благополучно окончил заочно в разгар перестройки в 1995 г. Учась в академии, ему необходимо было длительное время находиться в С. Петербурге. Командиром эскадры вице-адмиралом В. Г. Доброскоченко было принято решение о его назначении на ЭМ «Отчаянный», находящийся в СРЗ-35, с перспективой перевода на ТАВКР «Адмирал флота Горшков». Но, закончив академию, Оруджев решил уйти с флота. Последней вехой его командирской службы был ЭМ «Отчаянный» с 1994 по 1996 год. За период службы на кораблях он участвовал в девяти боевых службах, событиях в Ливии 1986 г., в Анголе в 1988 и 1989 годах. В 1996 г. он был уволен в запас по «организационно-штатным мероприятиям». Оруджев был единственным офицером на эскадре, а, возможно, и в Военно-морском флоте, откомандовавшим пятью кораблями, и из них – четырьмя кораблями первого ранга. Очень жаль, что книга рекордов Гиннеса не сможет увековечить его достижение.