Газета Завтра 192 (31 1997) - Газета Завтра (книги онлайн бесплатно .txt) 📗
Текст закона, являющийся плодом долгих усилий его разработчиков, действовавших в контакте с российскими религиозными организациями, стал выражением высшей точки компромисса разнодействующих интересов, реально существующих в обществе.
Дифференциация религиозных объединений по времени их создания, численности и распространению, вводимая новым законом, является весьма справедливым шагом и наличествует в законодательстве многих стран Европы и мира, причем в некоторых их них существует особое правовое положение одной конфессии.
Упоминание об уважении к православию, исламу, иудаизму, буддизму и иным традиционно существующим в России религиям содержится в преамбуле закона, не имеющей прямого юридического действия. Это упоминание ничем не ущемляет прав религиозных меньшинств. Ни оно, ни какая-либо иная норма закона не вводит преимуществ или ограничений для религиозных организаций по вероисповедному признаку.
Вызывает удивление критика упомянутого закона со стороны некоторых зарубежных государственных органов и религиозных объединений, которые никак не реагируют на наличие в ряде стран гораздо менее либеральных законов о религии, а подчас прямо или косвенно поддерживают эти законы. Это говорит о предвзятости и политике “двойного стандарта” в отношении России.
К сожалению, закон был подчас неправильно интерпретирован российскими и зарубежными средствами массовой информации. Так, в одной из публикаций утверждалось, что все новые религиозные объединения должны пройти 15-летний испытательный срок для получения регистрации, однако ничего не говорилось о том, что этого не требуется от организаций, входящих в централизованные религиозные структуры. Во многих материалах СМИ прямо утверждалось, что новый закон запрещает деятельность конкретных конфессий, что абсолютно не соответствует истине.
В данной связи счел необходимым распространить текст закона среди епископата, духовенства и мирян нашей Церкви, дабы создать возможность для широкого, повсеместного обсуждения закона и для выражения православными христианами отношения к нему.
В то же время многие факты свидетельствуют, что новый закон, почти единогласно принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации, уже пользуется широкой общественной поддержкой. Его окончательное отклонение может создать в России напряжение между властью и большинством народа, что существенно затруднит движение нашего общества к миру и согласию, годом которых провозглашен нынешней год.
Посему убежден в необходимости введения в действие этого закона без изменения его структуры и принципиальных положений.
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II
СИЕ ЕСТЬ АЗБУКА ( из обращения к председателю государственной думы России Селезневу Г. Н. ) архиепископ тверской и кашинский Виктор
из обращения к председателю государственной думы России Селезневу Г. Н.
Президент РФ Ельцин Б. Н. отказался подписать закон Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях”, принятый Государственной думой и одобренный Советом Федерации. Отклоненный президентом закон, впрочем, так же, как и любой другой закон, не может быть в равной степени удобен каждому, ибо всякий закон, устанавливая и охраняя те или иные права, в то же время устанавливает те или иные ограничения, права же увязывает с обязанностями. Любой закон по глубинной сути своей служит обеспечению определенных общественных интересов, вне которых не бывает, да и не может быть, никаких “прав человека”. Сие есть азбука, и жалко выглядят объяснения президентских толмачей, слезно причитающих о правах человека, якобы нарушаемых отклоненным законом.
Если прежде многие законы, которые должны были бы служить интересам народа нашего, отклонялись или не исполнялись под предлогом великих экономических и прочих трудностей, которые обрушились на нашу страну (и тут риторический вопрос: кто обрушил эти трудности?!), то Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” практически никаких затрат не требует и ссылки на проваленный бюджет здесь были бы неуместны. Их и не было. Потому и развеялись у нас, доверчивых, все иллюзии: четко высветилось — кто есть кто и кому что выгодно. Вспомнилось, как пролилась осенью 1993 г. кровь в Москве, как истекало кровью наше неоперившееся воинство на Кавказе — помалкивал тогда “цивилизованный” Запад или же при случае заявлял (и вполне справедливо) о том, что происходящее является внутренним делом России. А уж невыплаченные нашим согражданам пенсии и зарплаты подавно ни папу Римского, ни заокеанских лицемеров не трогали.
Но зато как всполошилась вся эта рать, только лишь прослышав о законе, который и в России-то почти никто в глаза не видел! Как дружно загалдели все наши звездно-полосатые НТВ, подзабывающие русскую речь!
Да, наши иллюзии развеялись, развеялись, как дым угасшего очага. Теперь нет нужды нам объяснять, почему НАТО шествует на Восток, почему не подписывается закон о перемещенных культурных ценностях, кому и зачем нужно плодить секты, псевдорелигиозные организации и воспитывать из молодежи иванов, не помнящих родства. Нет больше нужды гадать, почему государство российское не противится агрессии западных (в первую очередь американских) проповедников, обладающих деньгами, что особенно вопиет на фоне объединения Русской Православной Церкви вместе с народом православным. Если некогда, не без благих мечтаний, было прорублено окно в Европу, то теперь обрушены и стены, нет у нас и крыши над головой. Не перед одной Европой — перед всем миром выставляем себя на разорение и поругание.
“Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет…” Сказано Спасителем для нашего вразумления. И когда Россию, ее народ дробят на осколки, а этому служит и отклонение закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, я как епископ Русской Православной Церкви перед Лицом Господа не могу молчать.
Отвергнутый президентом закон, как мы, православные верующие, себе представляем, должен был покончить с недифференцированным подходом в области правоотношений ко всем, без разбора, религиозным (в том числе и мниморелигиозным) объединениям под лицемерным предлогом “обеспечения прав человека”, а на деле ведущим к поощрению психологической (слово “духовной” в этом контексте едва ли подходит) экспансии Запада, искусственному насаждению авторитарных сект, легализации, в религиозном обличии, группирований антиобщественных элементов. Необходимость такого закона поняли депутаты, о чем свидетельствует количество поданных за него голосов. Теперь Дума поставлена перед необходимостью вновь к нему возвратиться. И я как епископ Русской Православной Церкви от имени клира и мирян Тверской епархии обращаюсь к вам, уважаемый Геннадий Николаевич, ко всем депутатам Государственной думы: не дайте себя втянуть в бесконечную доработку и переработку закона; каждый потерянный Думой день обернется днем, потерянным всеми нами, верующими и неверующими, кто и есть народ России, но и днем, выигранным разрушителями российского духовного уклада, определяемого отнюдь не цветом флага, не валютными счетами, а собиравшимися веками и завещанными нам нашими предками религиозными, нравственными и культурными ценностями.
С уверенностью, что Государственная дума будет тверда и едина.
Да пребудет благословение Господне со всеми, радеющими о благе нашего Отечества.
АРХИЕПИСКОП ТВЕРСКОЙ И КАШИНСКИЙ ВИКТОР