Откройте небо - Сильверберг Роберт (книги без сокращений .TXT) 📗
Доктор Шейн выглядел несколько озадаченно. Он-то принадлежал к научной школе, которая утверждала, что Высшие родом из другой Галактики.
Доктор Хорккк подпрыгивал на месте от радости, ведь он с самого начала утверждал, что родная планета Высших находится где-то здесь.
Несмотря на ошеломление, доктор Шейн продолжал:
– Скажите, а звезда, вокруг которой вращается родной мир Мирт Корп Ахм, видна отсюда?
– Да.
– Я хотел сказать, видна ли она сейчас, ведь прошло столько времени?
– Да.
– Вы не укажете ее нам? – спросил доктор Шейн.
Я заметил, что весь дрожу. Все остальные тоже проявляли нетерпение.
Это странное, неестественное интервью с невероятно древней машиной незаметно меняло картину мира. Оно уже разрешило многолетний страстный научный спор. Робот расскажет нам все. Нужно только спросить. А сейчас, вот прямо сейчас, он ответит нам на самый важный вопрос – укажет расположение родной планеты Высших.
Робот снова выбрался из пещеры, чтобы посмотреть на небеса. Он запрокинул голову.
Прошла минута. Две минуты. Три.
Без сомнения, робот сейчас сравнивал нынешние созвездия с теми, которые он видел девятьсот сорок один миллион лет назад, чтобы обнаружить уплывшее куда-то за долгие годы солнце родной планеты Высших.
Что-то было не так. Робот замер. Он оглядел небо, постоял какое-то время неподвижно, потом снова стал внимательно просматривать созвездие за созвездием.
– Наверное, у него только что включилась программа, запрещающая открывать местоположение родной планеты его хозяев чужакам, – предположил доктор Хорккк.
Спотыкаясь, робот ввалился обратно в пещеру. Я сказал «спотыкаясь», и не преувеличивал. Безупречная машина двигалась разболтанной, неуклюжей походкой человека, который только что узнал, что он обанкротился из-за одного маленького изменения в цене биржевых акций, или, скорее, человека, которому деликатно сообщили, что вся его семья погибла при неудачной посадке рейсового аэробуса.
– Звезды нет на месте, – трагическим, надтреснутым голосом сказал Дихн Рууу.
– Вы не можете ее найти? – переспросил доктор Шейн. – Ее больше не видно из этой точки космоса?
– Она должна быть видна, – ответил робот. – Я точно рассчитал положение и не мог ошибиться. Но звезды нет. Я смотрел туда, где она должна находиться, но там только темнота. Я не чувствовал никакого излучения, никакого тепла. Звезды нет. Ее больше нет.
– Как она могла исчезнуть? – прошептала Яна.
– Наверное, превратилась в сверхновую, – предположил Саул. – Взорвалась полмиллиарда лет назад, а робот был в сейфе и не знал…
– Звезда исчезла, – повторил робот.
Цвет его глазной пластины поблек, выдавая шок и ошеломление.
Совершенный механический мозг, способный объять весь мир сразу и целиком, обнаружил в этом мире страшную прореху, в которую провалилась его жизнь и смысл бытия.
Мы не знали, что сказать. В самом деле, как утешать робота, узнавшего, что погасло солнце родного мира его создателей?
После долгой паузы Дихн Рууу заговорил:
– Мне больше не нужно оставаться здесь. Звезда исчезла. Куда ушли Мирт Корп Ахм? Они не вернутся сюда. Звезды нет. Это выше моего понимания, но звезды больше нет.
14. 11 ЯНВАРЯ 2376. АСТЕРОИД
Доктор Хорккк по свойственной ему подозрительности несколько дней пребывал в убеждении, что робот солгал нам, намеренно скрыл местонахождение родной планеты Высших. Все остальные этого убеждения не разделяли.
Наш главный интуист Пилазинул полагает, что робот вовсе не способен лгать. Пилазинулу кажется, что робот не стал бы при нас выходить наружу и искать в небе нужную нам звезду, если бы не собирался показать ее. И уж никак не может быть сомнений в подлинности того страха и отчаяния, которые охватили робота, когда он понял, что звезды нет на месте. Дихн Рууу не очень-то приспособлен для выражения сильных эмоций, но он на ногах не держался после своего открытия.
Куда подевалась звезда?
Наверное, Саул прав, и она все же превратилась в сверхновую. Пока никто не предложил лучшего объяснения. Если Саул прав, это чертовски плохие новости для всей нашей компании. Значит, мы не сумеем отыскать столицу империи Высших и хорошенько порыться в ее развалинах. Мир, переживший взрыв сверхновой, не представляет особого интереса для археологов.
Первые полтора дня после своего крайне огорчительного открытия робот провел, копаясь в своей аппаратуре. На нас он совершенно не обращал внимания. Пристроившись у задних стенок комнаты, он крутил рукоятки, нажимал на кнопки, переключал рычаги и не сводил глазной пластины с трех дисплеев одновременно. Видимо, искал какие-то важные сведения. Лихорадочно искал. Я думаю, робот надеялся найти записи посланий от других, подобных ему. Может быть, за сотни миллионов лет, что он провел в своем железном сне, с ним пытались связаться, чтобы объяснить, какая катастрофа постигла Высших. Но, судя по всему, его поиски ни к чему не привели.
Все это время мы старались держаться подальше от робота. Наверное, достаточно сложная машина способна испытывать боль и печаль, а Дихн Рууу потерял своих хозяев, своих создателей, смысл и оправдание своего существования. Самое лучшее, что мы могли предпринять, это оставить его в одиночестве, пока он не справится со своим горем и не научится жить в изменившемся мире.
Потом Дихн Рууу сам пришел к нам. Лерой Чанг заметил, что робот спокойно стоит невдалеке от корабля. Мы отправились ему навстречу. Дихн Рууу некоторое время смотрел на свой транслятор, изучая поток иероглифов, плывущий по трубочке, а потом медленно спросил:
– Вы можете путешествовать между звездами? Есть ли у вас средства передвижения быстрее света?
– Да. Есть. Можем, – ответил доктор Шейн. – Мы летаем в сверхпространстве.
– Это хорошо. Недалеко отсюда находится планета, на которой Мирт Корп Ахм когда-то основали большую колонию. Может быть, вы возьмете меня туда?
Мне нужно многое узнать, а это ближайшее место, где я могу получить информацию.
– Как далеко отсюда? – спросил Пилазинул. – В световых годах?
Дихн Рууу помолчал немного, видимо, подсчитывал. Никак не могу привыкнуть к его скорости.
– Отсюда до этой планеты свет летит тридцать семь лет.
– Тридцать семь световых лет, – повторил доктор Шейн. – Ну, это ничего, не очень дорого. Что-нибудь придумаем. Когда крейсер вернется за нами…
– Возможно, вовсе не потребуется лететь на эту планету, – снова заговорил робот. – Скажите, вы можете посылать сообщения быстрее света?
– Да, – сказал доктор Шейн.
– Нет, – в ту же минуту возразил доктор Хорккк.
Дихн Рууу в некотором обалдении переводил свой «взгляд» с одного на другого.
– Да и нет? Не могу зафиксировать ответ.
Доктор Шейн рассмеялся:
– Нет, конечно, мы можем обмениваться информацией со скоростью много выше скорости света… – пояснил он. – Но для этого нужен человек, наделенный особыми способностями. Доктор Хорккк хотел сказать, что сейчас с нами нет существа, обладающего этим даром.
– Я понимаю, – печально проговорил Дихн Рууу.
– Впрочем, – продолжал доктор Шейн, – даже если бы среди нас и были телепаты, толку получилось бы немного. Люди-телепаты могут общаться только с людьми. Они не смогли бы коснуться сознания Мирт Корп Ахм.
– Понятно, – сказал робот. – Ваши связисты многократно усиливают мысль.
– Да, это так. А что, Мирт Корп Ахм пользовались такими же способами?
– Между собой – да, – ответил Дихн Рууу. – Но, к сожалению, только организмы, основанные на протоплазме, способны пользоваться усилителем мысли. Даже если подобные мне машины существуют во Вселенной, я все равно не смог бы связаться с ними при помощи усилителя. Только по радио. А радиоволна тридцать семь лет идет туда и тридцать семь лет обратно. Я не хочу ждать так долго.
Пилазинул вскинул голову.
– Мы сможем доставить вас на эту планету, если вы покажете нам, где она находится.