Футбол в 3D-скандалах: Dураки, Dеньги, Dоговорняки - Яременко Николай Николаевич (читаем книги онлайн бесплатно полностью .txt) 📗
Когда случилась история с Красножаном, один из слушателей даже прислал весьма креативное творение:
Все это выглядит забавно, но над всеми подобными виршами, коих немало родилось в ту пору, довлеет одна и та же убежденность авторов: Смородская – человек чуждый, рано или поздно сварят в компоте и ее. Но жизнь показала: подобного специалиста просто так не вырубишь, не сваришь. Стальные рельсы железных дорог пройдут через любые буераки.
Поговаривают, что за два дня до матча «Локомотив» – «Анжи», Баковку посетил тренер сборной Александр Бородюк. Он сообщил Юрию Красножану, что в этой игре наставник национальной сборной Дик Адвокат намерен обратить особое внимание на действия Владислава Игнатьева и Тараса Бурлака – двух потенциальных кандидатов в сборную. Можно только догадываться, каково было удивление голландца, когда он не обнаружил их фамилий в стартовом протоколе. И ладно бы это был выбор тренера, обусловленный какими-то объективными обстоятельствами. Но Игнатьев начинал в основе все (!) предыдущие матчи, а Бурлак с начала сезона не вышел в основе только в двух.
Имеет ли эта история какое-то отношение к увольнению Красножана, неизвестно. Да и как Адвокат отнесся к этой ситуации, мне, честно говоря, не важно. В конце концов, у любого тренера есть вышестоящее начальство. И не важно, компетентно оно или нет (Юрий Семин любил рассказывать про советы, которая Смородская давала игрокам: «Играйте в нападении пошире, а в обороне поуже», впрочем, не секрет, что Юрий Павлович в своем отношении к президенту «Локо» пристрастен). Важно, что именно начальство принимает решение о будущем тренера. В любом случае, президенту клуба виднее, чем кому бы то ни было, оставить такого наставника у руля команды или указать ему на дверь.
В поддержку Красножана выступили футбольные фанаты. Они, в конце концов, имеют право поддаваться эмоциям. Но в один голос в поддержку тренера выступили и разнообразные футбольные специалисты. Я не о Фурсенко, который заявил, что «самого талантливого мастера в России надо обязательно пристроить в хорошую команду». В конце концов, компетентность самого господина Фурсенко вызывает вопросы. Я о тех многочисленных «экспертах», которые набросились на Смородскую так, что перешли все грани приличия. Слово «неадекватная» было преобладающим. Но в чем заключается ее неадекватность? Она уволила Семина за нарушение субординации – а за это нельзя не увольнять, игр в демократию в бизнес-процессах быть не должно. Она, как рассказывают обиженные, разгрузила в клубе изрядно раздутую зарплатную ведомость. В досмородские времена там работало чуть ли не триста администраторов. В конце концов, Красножан ей не по наследству достался – это она сама, она лично наняла на работу одного из самых многообещающих тренеров. Скажем больше – не просто наняла, а настояла на его кандидатуре. Не знаю, как ситуация развивалась на самом деле, но думаю, что во многом именно поэтому Смородская не смогла простить тренеру закулисных игр.
Признаем за Ольгой Смородской главное: президент «Локомотива» сделала то, что на протяжении многих лет боялись сделать руководители клубов – мужчины. Ведь про пресловутые «договорняки» говорили все. Причем доходило до анекдотических ситуаций: время от времени тренеры и руководители клубов заполняли опросные листы с двумя вопросами: «Есть ли в нашем чемпионате договорные матчи?» (представители всех шестнадцати команд отвечают «да») и «Участвовала ли ваша команда в подобных матчах?» (все шестнадцать ответов – «нет»). Ну не смешно ли?
Признаем за Ольгой Смородской главное: президент «Локомотива» сделала то, что на протяжении многих лет боялись сделать руководители клубов – мужчины. Ведь про пресловутые «договорняки» говорили все.
Сколько раз громкие заявления делал Леонид Федун? И многое ли доводил до конца? Сколько раз замахивался динамовец Сергей Степашин, но в последний момент, замахнувшись, бить передумывал? А Смородская если и не довела дело до финала, то бить уж точно не раздумала.
И многое ли доводил до конца? А Смородская если и не довела дело до финала, то бить уж точно не раздумала.
Причем жесткую и последовательную позицию она занимает не только когда речь идет о работе на отечественных просторах. Надо было видеть ход переговоров по покупке нападающего «Леванте» Фелипе Кайседо. Игрока купили, но что это была за пьеса! Ольга Юрьевна очень быстро обвинила испанский клуб в «непрофессионализме и неадекватности»:
– Руководство клуба оказалось очень плохо знакомо с регламентирующими документами ФИФА, поскольку настаивало на тех вещах, которые по регламенту делать запрещено. В итоге нам пришлось все им разъяснять, предоставлять по каждому нашему факту юридические подтверждения, чтобы подписать соответствующий закону контракт.
Многих ли вы назовете переговорщиков с российской стороны, кто так последовательно отстаивал бы свою позицию, свои интересы, не «прогибаясь» перед зарубежными коллегами?
Пойдет ли она дальше, в целом против системы – большой вопрос. Воспринимать ее как возможную альтернативу Сергею Фурсенко сложно. Это представители разных олигархических кланов: Фурсенко – братьев Ковальчуков, Смородская – Якунина. Если она дойдет до конца, то возможно многое. Но не от нее одной все зависит. Она ведь тоже не Дон-Кихот, а менеджер, ориентированный на результат. Но теперь другие кланы будут делать всё, чтобы «Локомотив» затрясло, чтобы как раз желаемого результата не случилось. А может, намотают на ус, что с железнодорожной леди связываться не стоит. Прошли те времена, когда на поле против «Локо» можно было выпускать лишнего легионера, лишая команду, как выяснится по итогам сезона, бронзовой медали. Или еще каким-либо образом жертвовать регламентными нормами ради специфическим образом понимаемой целесообразности.
Тренерская чехарда
Частые отставки тренеров уже никого не удивляют. Не берусь судить обо всех странах в целом, но только в российских футбольных реалиях смена тренеров может происходить настолько стремительно. Конечно, не каждый год происходят отставки после первого тура (а в наших условиях и подобное случалось), но количество тренерских уходов в первом круге сезона 2011–2012 тянуло на сериал с немалым количеством серий. Сами судите: уже после тринадцатого тура отставок было семь! А всего до летнего перерыва – восемь. То есть без тренеров осталась ровно половина команд высшего дивизиона!
Весной 2011-го, готовя к печати свою книгу «Футбол убьет Россию», я не очень представлял себе до конца все особенности издательского процесса. Пишешь, условно говоря, в марте-апреле-мае, а читают тебя не раньше июня-июля. Поэтому многие вещи надо предугадать (что в принципе невозможно) либо писать о том, что в любом случае не утратит актуальности спустя месяцы. До того момента верхом моей прозорливости являлась статья об итогах чемпионата мира – 2010, написанная для одного толстого глянцевого журнала. Номер выходил в июле, а сдать статью нужно было в мае. На мой недоуменный вопрос, как же писать об итогах чемпионата мира, который еще и не стартовал, издатель пожал плечами: «Ну, напишите как-нибудь, номер-то уже сдавать!..» Слава Богу, в последний момент фразу о том, что чемпионов мира в истории футбола было всего семь, я зачем-то в последний момент вычеркнул. И как угадал! История в том году пополнилась восьмым чемпионом – Испанией.