"Локомотив", который мы потеряли - Рабинер Игорь Яковлевич (читаем бесплатно книги полностью .TXT) 📗
Почему в мадридском «Реале» спортивным директором является Предраг Миятович, который там много лет играл, почему в руководстве «Милана» и «Интера» в подавляющем большинстве работают люди, которые выступали в этих клубах и чувствуют себя их частичкой? Людей со стороны там практически не бывает. Так же всегда было и в «Локомотиве». А теперь пришло «время баранников».
Я ставлю себе в плюс как президенту клуба то, что за прошлый год сделали три футбольных поля для наших футбольных школ. Да, это не мои деньги, а РЖД, но мне приходилось каждый день напоминать, что мы должны тратить деньги не только на футболистов и их зарплаты, на мой оклад и оклад главного тренера, но и о детях не имеем права забывать. Если бы не напоминал – не уверен, что эти поля были бы построены. Каждый день ходил и проверял, как все строится!
Когда я ушел из клуба с должности главного тренера -сначала в сборную, потом в «Динамо», – там оставался Филатов. Он, как мог, поддерживал традиции и не уволил ни одного человека, чье имя ассоциировалось со мной. Так же и я пошел на пост президента клуба ради того, чтобы сохранить этот золотой человеческий фонд «Локомотива». Но теперь людей, которых мы так ценили, увольняют буквально пачками. Но рано или поздно во всем разберутся. «Локомотив» был и будет, а люди, которые сейчас им руководят, без сомнения, уйдут. Это все-таки не частный, а государственный клуб, который не дадут полностью развалить.
За последние годы, когда к власти в «Локомотиве» пришли эти люди, мы ни разу не играли в Лиге чемпионов, да и внутри страны ничего, кроме Кубка России-2007, не выиграли. Эти годы стали, на мой взгляд, потерянным временем и для нашего клуба, и для талантливых игроков, которые в нем собрались.
После моего увольнения с поста президента Липатов заявил, что мне не хватило менеджерских качеств. Тот менеджмент, который вводил он – это шарлатанство. Я бы с удовольствием публично поспорил с ним о качествах, которые нужны и не нужны менеджеру футбольного клуба. Через «Спорт-Экспресс» предлагал ему такой спор. Он не откликнулся.
Что я подразумеваю под шарлатанством? Кадровую политику, появление в клубе десятков людей, которые никогда не работали в футболе и вообще в спорте. Которые не понимают и не желают понять специфику и уникальность этого явления. Многие подбирались какими-то кадровыми агентствами, не знают игроков не только в лицо, но даже по именам. Некие специалисты по маркетингу настаивали даже на том, чтобы клубные цвета полностью поменять – это надо же настолько не понимать, куда они пришли! Хорошо, хоть потом им разъяснили, что это невозможно. Каждый человек, который приходит в клуб, сразу считает нужным все по своему направлению поменять. Они сразу получают такие должности, такие зарплаты, что старым работникам клуба, более, на мой взгляд, квалифицированным, становится очень обидно…
Расстановка кадров не поддается никакой логике. На днях (этот и следующий абзацы Семин добавил в текст в конце февраля. – Прим. И. Р.) узнал, что Олег Пашинин назначен на должность руководителя по работе с болельщиками. Какой в этом смысл? Олег учится в Высшей школе тренеров и уже обладает множеством профессиональных знаний. Еще будучи игроком «Локомотива», он великолепно проводил для всей команды растяжку – и, возможно, наделен талантом тренера по физподготовке. Хорошо учился в институте, знает физиологию… Это готовый главный тренер для клуба второго, а может, и первого дивизиона. В перспективе, не исключаю, он может и возглавить «Локомотив».
И если в клубе действительно дорожат людьми, которые многое для него сделали, то почему не найти Паши-нину работу по специальности – допустим, детского тренера? Какую пользу принесет его перевод на общественную работу? Это же совсем другая профессия! Получается, что Пашининым пытаются закрыть амбразуру, залатать дыру, образовавшуюся в клубе, вместо того чтобы с пользой для дела применять его реальные знания.
За весь прошлый сезон, работая в «Локомотиве», я в прессе и на телевидении не произнес ни одного плохого слова ни о Липатове, ни о Бышовце – ни о ком. Молчать, не скрою, было трудно. Но я считал, что если человек пошел куда-то работать, то в это время не имеет права выносить сор из избы. Если бы я раскритиковал кого-то в прессе, все могло пойти еще значительно хуже – клуб мог вообще развалиться на части. Хотя куда уж хуже? Может, наоборот, стоило высказаться… Не знаю. Не раз бывал в ведущих европейских клубах и в деталях видел, как работают футбольные клубы «Челси», «Реал» (Мадрид), «Манчестер Юнайтед»… Речь не только о тренировочных программах, а именно о работе клубов. Мне есть с чем сравнить и было что предложить. Но то направление, которое было принято в «Локомотиве», повергло меня в шок.
Периодически у меня возникало желание хлопнуть дверью. Оставался только оттого, что мне хотелось сохранить людей, которые работают в клубе, в школе. Тот самый золотой фонд, о котором я говорил. Закончилось все тем, что всех их начали увольнять с того момента, когда уволили меня.
Тем не менее не считаю ошибкой то, что пошел на пре-зиденский пост в «Локомотиве». На многое взглянул с иного ракурса, чем прежде, многое за это время понял и почерпнул. В частности, по взаимоотношениям тренера и клуба. Каждому тренеру, который приходит в клуб, нужно понимать, что там есть свои традиции – и, безусловно, специалист должен стремиться прививать и развивать что-то новое, но ни в коем случае не пытаться эти традиции в корне ломать, выкорчевывать.
В том числе поэтому, получив работу в киевском «Динамо», я не поехал туда с целым штабом своих помощников, а взял только одного Овчинникова. Если бы я повез целую бригаду тренеров, то без работы остались бы многие люди, которые верой и правдой служили этому клубу, трудились в нем не покладая рук. У меня нет подозрительности, мне заранее не кажется, что кто-то из местных меня захочет «съесть» – и поэтому я спокойно работаю с теми, кто работал до меня. Другое дело, что если кто-то пойдет с нами не по пути или, как позже выяснится, обладает недостаточной квалификацией – этому специалисту придется уйти. Но на его место придет тоже динамовский человек. Нужно уважать клубные традиции и думать о будущем. Если кто-то приходит в команду с мыслью, что после нас -хоть трава не расти, то это не мой подход.
Еще президентство позволило мне реализовать идею Владимира Ивановича Якунина и провести во многих городах России массовый детский футбольный турнир «Ло-кобол». Это было великолепно! На «Локоболе» я лишний раз увидел, что значат для мальчишек со всей страны игроки, которые до недавних пор выступали за «Локомотив». Я брал с собой то Овчинникова, то Джанашия, то Черев-ченко… Видели бы вы, с каким восторгом их принимали! На того же Овчинникова по полгорода съезжалось посмотреть! Дети с родителями в очереди стояли, чтобы у них автографы взять! Очень рад, что мы сделали такое большое дело. Но спрашивается – если турнир сохранится, кто дальше будет к этим детям ездить? Кого мальчишки будут знать, если ни в клубе, ни в школе не остается людей, которые играли за «Локомотив»?
Как президент я сохранил для российского футбола и сборной Измайлова, устроив его аренду в «Спортинг». К тому времени он год, по большому счету, не играл – но в португальском клубе поверили моему имени и моему слову. Чему сейчас, когда он играет и забивает, только радуются. Также в аренду в «Спортинг» был отдан Хад, выгодно продан в «Бирмингем» О'Коннор. 15 человек, арендованных российским клубам, – тоже дело моих президентских рук.
Не жалею я и о том, что в феврале подал Якунину идею проведения Кубка РЖД, посвященного юбилею российских железных дорог. Лично занимался приглашениями участииков. Началось, кстати, с Фабио Капелло, которому я особенно признателен. Он тогда еще работал в «Реале» и уговорил президента клуба приехать в Москву. Но благодарен я «Реалу», «Милану» и ПСВ не только за то, что они ни на йоту не нарушили условия контракта и привезли основных игроков. А еще и потому, что они провели много показательных занятий в нашей школе, съездили в больницу к детям.