"Локомотив", который мы потеряли - Рабинер Игорь Яковлевич (читаем бесплатно книги полностью .TXT) 📗
На четвертой добавленной минуте Иванович нашел в себе силы на последний прорыв по флангу и был сбит Бояринцевым. Маминов навесил, Асатиани взмыл в воздух – и забил победный мяч. И на поле Черкизова началось форменное безумие. Полдюжины тел в красно-зеленой форме погребли под собой Асатиани. Счастливый
Самедов за воротами со всей силы лупил ногой бортик с рекламой. Маминов, секундами ранее утешавший старого соперника Титова, пальцами обеих рук показывал куда-то в небеса.
Я смотрел на все это – и мне становилось безумно больно за болельщиков «Локо». У этой команды был сумасшедший потенциал. Изредка она о нем вспоминала. А потом вновь погружалась в пучину склок и дрязг.
Был волшебный матч со «Спартаком» – а потом серая безнадега в Перми. Был одухотворенный поединок с «Зенитом» – и тут же убогая ничья дома с «Лучом». И так -весь сезон. Вдуматься только: «Амкар», «Динамо», «Рубин», «Томь», «Крылья» и «Луч» на своих полях одержали над «Локомотивом» шесть побед общим счетом 16:4!
Закончилось все так, как и должно было закончиться. В последних четырех турах, когда команда встречалась с аутсайдерами и середняками, «Локо» набрал всего два очка. А в заключительный день турнира, 11 ноября, на своем поле был проигран матч аутсайдеру, «Кубани» – 2:3. Абсурд заключался в том, что за счет этой победы краснодарцы даже не смогли спастись в премьер-лиге.
Южная трибуна в тот день уже совсем не сдерживала своих чувств. Как ни силилась служба безопасности клуба, баннеры появлялись один за другим: «Липат-off». «Это все липа!» «(Филатов+Семин) – Липатов = «Локо».
После игры фанаты швыряли вниз десятки шарфов. Владимир Маминов, глядя на это, плакал. Но таких было немного…
Динияр Билялетдинов сказал мне:
– Я из-за дисквалификации сидел на трибуне и, когда игра закончилась, не стал ничего ждать. Бежать, бежать, сесть в машину – и быстренько скрыться со стадиона. Ощущения были, мягко говоря, неприятные.
А Бышовец, появившись на пресс-конференции, произнес короткий, но впечатляющий монолог.
– Вы этого добивались, и вы это получили, – сказал тренер, обращаясь то ли к журналистам, то ли к болельщикам, то ли к игрокам, то ли к руководству «Локо». А далее последовал уже процитированный пассаж о том, что «нет предела человеческой мерзости».
– Команда восприняла это на свой счет? - спросил я позже Билялетдинова.
– Сначала я не понял, к чему он это сказал. А потом кое-что начало проявляться. Может, в чем-то он был и прав. Не знаю, что и кого конкретного имел в виду, но мерзопакостные моменты в прошлом году присутствовали.
Разговор о том, что имеет в виду Динияр, еще впереди. Да, не удивляйтесь: кошмары в «Локомотиве» образца 2007 года казались бесконечными. Вспоминалась поговорка: лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
А на следующий же день, 12 ноября, грянул гром.
Не дожидаясь двух оставшихся матчей в Кубке УЕФА -дома против датского «Копенгагена» и на выезде – с греческим «Панатинаикосом», в отставку были одновременно отправлены и главный тренер Бышовец, и президент Семин.
Липатов – остался.
И встретился 13 ноября с группой журналистов.
– Почему в отставку были отправлены и главный тренер, и президент клуба?
– Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить Юрия Семина и Анатолия Бышовца за работу в «Локомотиве» и за то, что они вписали в историю клуба победу в Кубке России. Перед началом сезона у нас была договоренность: ответственность за результат должны нести оба. К сожалению, случившееся с нашей командой в чемпионате не поддается никакому осмыслению, поэтому со вчерашнего дня Семин и Бышовец в клубе не работают – это факт. Пусть и малоприятный. Мне неприятно вдвойне, потому что это была моя инициатива пригласить Юрия Павловича, как человека «Локомотиву» не постороннего. Но уговор есть уговор.
Вместе с Бышовцем уходят и все тренеры, которые с ним работали. Команду до конца сезона будет готовить Ринат Билялетдинов (главный тренер дублирующего состава «Локо». -Прим. И. Р.), а с кандидатурой нового главного тренера мы определимся до того момента, как футболисты уйдут в отпуск.
– Семин и Бышовец уже ответили за результат этого сезона. Какова мера вашей ответственности?
– Моя ответственность заключается в том, что я пригласил на работу людей, которые не справились с поставленной задачей. Наверное, еще несколько таких приглашений – и мне самому в фуболе делать будет нечего.
– Что именно в работе президента клуба не устроило совет директоров?
– Нам было очень интересно работать с Семиным как с личностью, человеком ответственным и деликатным. В то оке время, возможно, у него не оказалось тех качеств, которые соответствовали бы понятию «менеджер». Юрий Палыч – человек чувственный и искренний. В какие-то моменты он не сумел удержать в себе тренерские эмоции.
– Предлагалось ли по ходу сезона Бышовцу уйти в отставку?
– Нет.
– Он говорит, что предлагалось.
– Яи совет директоров этого не делали.
– Быть может, неспешность решения по Бышовцу связана с необходимостью платить ему неустойку?
– Нет, это связано только с негативным опытом по смене тренера в конце прошлого года (Муслина на Долматова. – Прим. И. Р.). Сейчас я уверен, что хороший тренер – это больше чем сто процентов гарантии результата. Финишный отрезок этого сезона иначе как позором назвать не могу. Не было ни командной, ни тренерской воли.
– Бышовец жаловался на травлю. Почему клуб не встал на защиту тренера, когда один из журналистов «НТВ-плюс» заявил, что у него есть информация – игроки попадают в основной состав за деньги?
– А что нам было делать? Устроить разбирательство, подать в суд и получить 30рублей компенсации? Это неприятный, противный факт… Я позвонил журналисту. «Так получилось, ну сказал», – говорит он. Вот и вся история.
– Команда с топ-клубами билась изо всех сил и выигрывала, а с середнячками желание побеждать куда-то пропадало. Быть может, все дело в разных премиальных?
– Нет, дело не в этом. Иногда материальная мотивация и не срабатывала. А премиальные, к слову, что на клубы-гранды, что на «Луч» и «Томь», были схожими. Могу только сделать вывод, который я вынес для себя из общения с игроками. Дело в том, что функциональная готовность оставляла желать лучшего – все пошло с предсезонных сборов, на которых был сделан упор не на физику, а на работу с мячом. Почему мы побеждали в рейтинговых матчах? Во многом за счет эмоций, запредельной самоотдачи. А когда игры не столь высокой важности, когда надо включать физическую готовность, следовал провал.
Есть еще один важный момент – мы хотим, чтобы тренеры, приходящие в команду, не выносили сор из избы. Я понимаю, что, может быть, Анатолию Федоровичу кажется, что ему не дали реализовать потенциал, -что-то в нем, безусловно, есть… Времени не дали? Простое правило - тот, кто приглашает, тот и увольняет. И в вину мы, клуб, что-то ставим тренерам, а не наоборот!
– Круг кандидатов на пост главного тренера очерчен?
– Да, это тренеры из молодой плеяды, которые на слуху. Мы взвешиваем все – вплоть до недопустимости подобных пресс-конференций, которые случались у Анатолия Федоровича. Бренд клуба в результате был основательно разрушен.
– Не думаете, что определиться надо еще до ухода команды в отпуск в начале декабря – время-то уходит!
– Нет, надо все взвесить, чтобы не допустить того, что случилось в этом году. К сожалению, тренерский опыт и амбиции каждого из наших специалистов во главе клуба мешали работе. Договоренности о том, что Юрий Павлович приходит только на роль президента, были нарушены – он не смог сдержать в себе эмоций, когда видел, что команда может играть лучше. О большем умолчу.