Цель — 42 - Браун Скип (библиотека книг бесплатно без регистрации txt) 📗
Конечно, марафонская дистанция коренным образом отличается от бега на четверть мили. Исследования говорят о том, что снабжение организма кислородом на 99% осуществляется в аэробном режиме. Отсюда главная задача подготовки к марафону — воспитание выносливости. Многочисленные тесты при участии спортсменов и нетренированных лиц показали, что выносливость развивается в ходе длительных аэробных упражнений — иными словами, бег на длинные дистанции в умеренном темпе способствует устранению кислородного долга. Занятия бегом укрепляют систему кровообращения, улучшают деятельность сердца, «насос» становится более мощным. Кроме того, возрастает количество капилляров, снабжающих мышечную ткань кровью, кислород используется с большей эффективностью. Более подробно все эти процессы рассматриваются в главе 4.
Доктор Эрнст ван Аакен был первым, кто считал бег на длинные дистанции основой тренировки. Он с гордостью заявил, что достижения Гарольда Норпота (серебряного призера в беге на 5000 м на Олимпийских играх 1964 г. и экс-рекордсмена мира), а также последовавшие за этим выдающиеся успехи немецких спортсменок в марафоне явились результатом тренировочной программы, основанной на регулярном прохождении большого километража в умеренном темпе.
Возрастание популярности подобного метода, очевидно, в большей степени объясняется тем, что спортсмен получает удовольствие от тренировочного процесса. Спортсмены бегут в ненапряженном темпе, не испытывают на тренировках неприятных ощущений, во время бега свободно переговариваются со своими партнерами. Более того, в отличие от других тренировочных методов, медленный продолжительный бег уменьшает вероятность получения травм. Этот метод контрастирует с жесткими интервальными занятиями, пользовавшимися популярностью в 50—60-х годах и непременно включавшими околопредельное физическое усилие. Интервальные занятия зачастую бывают изнурительными и мучительными для спортсменов, поскольку основаны на большом объеме анаэробного бега. Напротив, бегун, тренирующийся методом медленного продолжительного бега, обычно ощущает после занятия лишь приятную усталость. Нередко же он чувствует себя энергичным и бодрым, так как длительный бег с невысокой интенсивностью часто оказывает взбадривающее воздействие.
В силу того, что развитие физической выносливости имеет главное значение для успешной подготовки к марафону, многие бегуны признали точку зрения ван Аакена. Прохождение большого километража в медленном темпе уже в первые месяцы занятий приводит начинающих бегунов к заметному улучшению их физической подготовленности. Хорошо тренированным, опытным бегунам этот метод тренировки также принесет пользу, хотя и более постепенно. В течение нескольких лет параметры сердечно-сосудистой деятельности бегуна будут улучшаться, пока организм в ходе тренировок не исчерпает своих адаптационных резервов. Помимо увеличения аэробных возможностей бегуна, бег на сверхдлинные дистанции способствует совершенствованию техники. Постепенно осанка бегуна и его движения становятся более правильными и эффективными, устраняются излишние движения головы и рук.
Секрет успеха в составлении эффективного тренировочного плана, основанного на медленном продолжительном беге, заключается в правильном понимании определений «продолжительный» и «медленный». Каждый бегун вкладывает свой смысл в эти слова, однако принципы остаются неизменными. Следующие разделы помогут вам разобраться в том, что такое «медленный» и что такое «продолжительный» бег.
Эти долгие тренировочные мили
Ученые не раз предпринимали попытки найти некую магическую формулу марафонского успеха. Спортивные физиологи изучали факторы, благоприятные для бегуна, и проводили статистические исследования с тем, чтобы установить зависимость между этими факторами и результатами, показанными в марафонских забегах.
В 1973 г. Пол Словик определил такие наиболее важные факторы:
• лучшее время прохождения 1 мили, показанное бегуном за последний год;
• участие или неучастие в марафонах ранее;
• километраж за последние 8 недель;
• наибольшая длина тренировочной дистанции одного занятия за эти 8 недель;
• максимальный километраж одной тренировочной недели за последние 8 недель;
• число забегов на дистанцию свыше 20 миль за предшествующие 8 недель.
Исходя из этих факторов были выведены уравнения, с помощью которых можно получить ожидаемый спортивный результат.
Позднее, в 1975 г., Карл Фостер и Джек Даниэлс обратили внимание на другие показатели:
• максимальное потребление кислорода;
• наибольшая длина тренировочной дистанции одного занятия за последние 8 недель;
• километраж за последние 8 недель;
• привычный темп равномерного бега.
Эти специалисты попытались также определить различия между новичками и опытными марафонцами. Они установили, что многие из этих факторов можно объединить с объемом километража. Было выведено уравнение для бегунов, пробежавших более 490 миль на тренировках за последние 8 недель. В основе этого уравнения — величина максимального потребления кислорода.
Наконец в 1976 г. Джон Грэхем нашел гораздо более простое соотношение показателей, основанное лишь на интенсивности самого последнего 10-мильного забега и включающее уровень максимального потребления кислорода, а также результат одного достаточно продолжительного тренировочного забега с элементами скоростного бега и бега на выносливость.
Однако, если быть откровенным, ни одно из полученных уравнений не могло быть совершенным, так как при этом не учитывалась мотивация бегуна, сложность дистанции, погодные условия.
И все же один из найденных факторов выдержал испытание временем. В 1973 г Кен Янг выдвинул концепцию, получившую название теории коллапса, также указывающую на значение тренировочного километража. Более того, он определил своего рода порог, который бегуну следует преодолеть. Теория сводилась к следующему: на соревнованиях бегун может пройти дистанцию, в 3 раза превышающую среднюю тренировочную, не впадая при этом в состояние коллапса. Средняя тренировочная дистанция равна километражу, пройденному бегуном за 8 предшествующих соревнованиям недель, разделенному на 56 дней. Таким образом, чтобы пробежать марафонскую дистанцию в 26,2 мили (без истощения сил), бегуну следует за минимальную тренировочную дистанцию принять 8,75 мили, это означает, что в течение последних 8 недель спортсмен должен пробежать 490 миль (56 х 8,75). Именно это число ввели в свое упрощенное уравнение Фостер и Даниэлс.
Теория Янга не раз подкреплялась результатами соревнований: 8,75 мили в среднем в день или более 61 мили в неделю — таков необходимый минимальный объем тренировочной нагрузки, позволяющий бегуну успешно преодолеть марафонскую дистанцию, не впадая в состояние коллапса или преодолевая «скоростной барьер». Она также является эффективным способом определения уровня физической нагрузки, дающего возможность избежать энергетического истощения. Мы неоднократно использовали теорию Янга, пытаясь предсказать, сумеет ли тот или иной марафонец, объем тренировочной нагрузки которого был ниже необходимого минимума, преодолеть «скоростной барьер», и всегда убеждались в ее правильности. Приведем два примера.
49-летний бегун стартовал в своем первом марафонском забеге. Километраж последних 4 тренировочных недель был равен приблизительно 38 милям. Начав бег в темпе, который позволял ему преодолеть дистанцию за 3,5 часа, первую половину пути он проходил со скоростью 1 миля за 8 мин. Когда 15 миль остались позади, темп бега снизился и спортсмен финишировал с результатом 3 час 54 мин, показав среднюю скорость прохождения 1 мили более чем за 9 мин.
Перед своим первым марафоном молодой человек, пробегавший 52 мили в неделю (около 7,5 мили в день), должен был впасть в состояние коллапса на 23-й миле дистанции. В марафоне на этом участке время прохождения им 1 мили составило 4 мин. Ему пришлось приложить огромные усилия, чтобы окончить соревнования, однако другие бегуны, по-видимому, и вовсе прекратили бы бег, если бы оказались в его положении.