После матча - Филатов Лев Иванович (книги регистрация онлайн .TXT) 📗
Каждый выезд сборной на чемпионат отличается от других. Какие же это все-таки сложные турниры! Скоро 30 лет со дня нашего участия в них, а все приходится учиться, расплачиваясь за разного рода просчетыи недоработки. Этот чемпионат, надо думать, даст изрядное прибавление в опыте, быть может, больше, чем предшествующие. Что-то сверкнуло!
Но тот вывод, который был сделан в предшествующих очерках этой книги, остается неизменным: футбол наш проигрывает не столько в игре, в возможностях, в знаниях, в способностях, сколько в неорганизованности.
Мне необходимо развязать один узелок: о тренере Валерии Лобановском. В 1985 году он представил на общий суд обновленное молодое киевское «Динамо». То, что команда стала чемпионом страны, еще ничего не доказывало. А вот игра ее – это достижение. Игре своей она обязана и выигрышем Кубка кубков, и тем, что в трудную минуту сумела в определенной мере выручить наш футбол на чемпионате мира. Игра киевского «Динамо» образца 1985-1986 годов прогрессивна по своему атакующему направлению, по динамичному строю. Независимо от того, как команда себя поведет в дальнейшем, того, что найдено и сделано достаточно, чтобы говорить о проведенной ее тренером интересной, плодотворной работе.
Я обещал возвратиться к словам Г. Качалина: «Вы, Валерий Васильевич, раньше убеждали нас, что игра забывается, а результат остается, и он-то и есть главное. Сегодня вы много говорили об игре, оставив в стороне результат… Меня это радует».
Радует и меня. Знаю, что В. Лобановский хочет быть всегда твердым в принципах. Без неукоснительной последовательности сильную, нацеленную побеждать команду не создашь. В этом смысле его принципы ясны. Но сильные команды – не на одно лицо. Думаю, нет нужды чем-либо поступаться, чтобы придать игре команды своеобразие, сделать вместе с ней открытия. Да и какое же это творчество, если оно состоит из одних упрямых повторений?! И разве не радость, не облегчение что-то в себе преодолеть, через что-то перешагнуть, от чего-то отказаться. Педантизм – неверный" советчик, он уводит от поиска.
В. Лобановский обладает тренерской квалификацией, ему еще трудиться и трудиться. Он на многое способен, что и доказал в сезонах 1985-1986 годов. Желая ему успехов, я в то же время полагаю, что взгляд на его работу в прошлые годы, какой она мне представляется, должен быть высказан. И потому, что она оставила след в истории нашего футбола, влияла на него и в лучшую и в худшую сторону, вызывала споры и противоречия. Хорошо, если В. Лобановский, человек с влиянием, возглавит передовые тенденции, как игровые, так и нравственные.
Впрочем, почему он один? Футболу это не с руки. Конкурентность, противопоставление тренерских взглядов нужны точно так же, как и соперничество равносильных команд. То и другое дает футболу опору, не говоря уж об интересе. И тут перед нами еще один узелок, последний, завязавшийся в канун шестого выезда сборной на чемпионат мира, не распутать который было бы несправедливо по-человечески и расточительно по-футбольному.
Мы совсем не богаты тренерами. Учителей футбола, быть может, и достаточно, их ежегодно выпускает Высшая школа тренеров. Но не существует лекций и семинаров, которые прививали бы одаренность, характер и самостоятельность, без чего немыслима заметная личность: все это, что называется, от бога. Едва на горизонте появляется новая фигура, к ней приглядываешься с интересом и надеждой.
В 1982 году минское «Динамо» во главе с молодым начинающим тренером Эдуардом Малофеевым выиграло чемпионат страны. Можно было бы повременить с характеристикой, к репутациям тренеров принято относиться осторожно. Однако минское «Динамо» привнесло в наш футбол живые идеи. Это – быстрая, активная игра комбинационного направления, во главе угла – атака, отказ от трусоватой «гостевой модели», чувство собственного достоинства в поведении команды, ответственность перед аудиторией, открытая честная турнирная стратегия. Малофееву нечего было таить, свои взгляды он высказывал чистосердечно, прямо, тогда как большинство тренеров скрытничали.
Не делая открытий, он, по праву тренера чемпионов, горой встал за все то, что было отодвинуто на второй план погрязшими в расчетах узкими практиками, напомнил о вещах, быть может, и простых, без которых тем не менее футбол идти вперед не способен. Некоторым оппонентам, привыкшим к витиеватости и псевдонаучности в выражениях, непритязательная, горячая убежденность его интервью и выступлений показались наивными. Как бы то ни было, тренер Малофеев вышел на первый план.
Со следующей должностью – в сборной, как мы знаем, Малофеева подстерегло тяжелое испытание. Сколько уж было несостоявшихся тренерских карьер! Еще одна?
Однако этот жизнестойкий, оптимистичный по натуре человек не впал в угнетенное состояние. Напротив, он ринулся, ушел с головой в реставрационные работы в московском «Динамо», клубе, десять лет не состоявшем в призерах, а то и балансировавшем на грани расставания с высшей лигой. Осенью его команда оказала реальное сопротивление киевскому «Динамо» в схватке за звание чемпиона.
История приятная во всех отношениях. И московскому «Динамо» давно пора было распрямиться, поднять плечи, и тренер, теперь уже «битый», в сторонку, в тень не ушел, заявил о своей готовности и дальше верой и правдой служить футболу. История не ординарная, обернувшаяся очевидными выгодами, многообещающая и отнюдь не только личного свойства. Она из тех, которые создают перспективу: будет на что посмотреть, о чем поспорить, за кого поболеть.
И в этом месте десятилетие, которому посвящены очерки, завершается. А футбол снова, как всегда, в пути.
1986