Вызов принят - Дворцов Владимир Александрович (читать книги онлайн бесплатно полностью без сокращений .txt) 📗
После игры я беседовал с тренерами обеих сборных, присутствовал на организованной здесь впервые общей пресс-конференции. «Я не думаю, что нам надо стыдиться результата турнира, – сказал С. Боумэн. – Игра есть игра, и в воскресенье вечером победу праздновала сильнейшая команда. Но мы хорошо провели все другие матчи турнира и много полезного для себя почерпнули».
Сразу после матча В. Тихонов был возбужден от счастья и хорошо, «от сердца» сказал игрокам: «Вы еще сами не понимаете, что сделали, какую победу одержали!» А на пресс-конференции он снова был невозмутим: «Нынешняя сборная Канады сильнее команды НХЛ, выступавшей в розыгрыше «Кубка вызова», – отметил В. Тихонов. – Она лучше сбалансирована, солидно подготовлена во всех отношениях. Нам нелегко было выдержать натиск канадцев в первом периоде. Не могу сказать, что нынешняя сборная СССР – сильнейшая за всю историю, как некоторые тут считают. У нас много молодых хоккеистов, которые, несомненно, еще улучшат игру.
Не думаю, что счет 8:1 отражает точное соотношение сил. В конце матча от огорчения соперники впали в транс. Если бы мы играли вновь завтра или послезавтра, результат мог быть совершенно иным. Но турнир завершился сегодня, и мы рады победе, счастливы, что сумели порадовать миллионы любителей хоккея нашей страны!»
Как оценила пресса мира итоги розыгрыша «Кубка Канады»?
«Теперь в течение четырех лет – до следующего розыгрыша – мы будем слышать, что советские хоккеисты превосходят нас в мастерстве, – цитируют канадские газеты слова самого популярного ныне форварда североамериканского хоккея Уэйна Гретцки. – Я мог бы привести тысячи уважительных, на мой взгляд, причин, почему мы проиграли Кубок, но, если говорить откровенно, у нас нет оправданий, советские хоккеисты победили нас честно, без фокусов».
В другом комментарии, озаглавленном «Сборная СССР низвергла канадскую команду в финальном сражении», говорится: «Хоккейной гордости Канады нанесен удар прямо в сердце…Чемпионы мира в некоторых встречах турнира выглядели отнюдь не грозной силой, – отмечает далее автор комментария, – но когда наступило время развернуть свое вселяющее страх наступление, они продемонстрировали истинную мощь!»
«Советские хоккеисты в финале «Кубка Канады» убедили канадцев в том, что сила коллектива гораздо мощнее честолюбия отдельного человека, – писал в «Руде право» Я. Станек. – При этом организаторы турнира по всем направлениям создавали привилегии своей команде, а к европейским сборным относились сдержанно, что было составной частью тщательно продуманной концепции».
«Это был хоккей высочайшего класса. Учитесь играть в хоккей у советских спортсменов! В сборной СССР похвалы заслуживают все участники турнира. Однако среди них нужно выделить Третьяка и Шепелева. После выигрыша «Кубка Канады» советская команда стала чемпионом мира по всем показателям», – указывала стокгольмская «Экспрессен».
Обозреватель другой шведской газеты «Дагенс нюхетер» Б. Бюстрем написал: «Сборная СССР действовала на турнире «Кубок Канады» так, как срабатывает бомба замедленного действия. В финальном матче у советских хоккеистов стало получаться буквально все – скорость, точность передач, выигрыш микропоединков каждым хоккеистом».
ФРГ – страна могучего футбола, и гамбургский спортивный обозреватель не удержался от такого сравнения: «Беды канадского хоккея сродни минусам английского футбола: много боевого духа, жесткости, но мало игрового мышления, изобретательности».
Специалисты и журналисты наряду с похвалами в адрес «Кленовых листьев» положительно оценивают выступление молодой сборной ЧССР (ее средний возраст 21,8 года), в первую очередь выделяя таких хоккеистов новой волны, как Ланг, Руснак, Дудачек, Лала.
Суммируя высказывания о выступлении профессионалов из США, приведу одно характерное: «Американским хоккеистам в розыгрыше «Кубка Канады» не удалось поддержать олимпийский жар их любительской команды».
Разгромной критике подверглась «Тре крунур». Больше всего ее игрокам досталось от 45 специальных корреспондентов шведских средств массовой информации, прибывших в Канаду с командой. В беседах шведские коллеги сетовали на то, что многие их «звезды» НХЛ не так серьезно готовились к турниру, как лучшие игроки команд соперниц. Досталось и тренеру А. Пармстрему. Все три периода со сборной Чехословакии скандинавы играли плохо, жаловались коллеги из Стокгольма. А что сделал тренер, чтобы изменить ход встречи? Ничего!
Перцу добавил Б. Майоров, заявив корреспонденту «Глоб энд мэйл»: «Не могу понять, как могли двадцать отличных хоккеистов, в том числе семнадцать «звезд» НХЛ, проиграть четыре матча и выиграть лишь один?»
Явно лучшего выступления ожидали на родине от сборной Финляндии, пополненной более чем наполовину профессионалами НХЛ. «Нет ничего удивительного, что финские хоккеисты, хотя и стали самой корректной командой, оказались в самом хвосте турнирной таблицы, – отмечала «Хельсинген саномат». – Они позволили соперникам произвести по своим воротам в среднем более чем на 40 бросков, в то время как другие команды не допускали более чем по 30 «выстрелов» за игру по своим воротам. Финские же форварды бросали в среднем всего чуть более чем по 20 раз по воротам соперников и ни разу не использовали, как, впрочем, и шведы, численного преимущества».
Наша команда выиграла «Кубок Канады», а каков был вклад каждого из хоккеистов?
В какой-то степени ответ на этот, думается, совсем не праздный вопрос даст таблица, которую я составил по протоколам матчей.
Подобные таблицы практикуют газеты Северной Америки. Болельщики профессиональных хоккейных клубов к ним привыкли и легко ориентируются.
Замечу, что защитники атакующего плана при такого рода подсчете оказываются в более выгодном положении, особенно в матчах на канадском льду, где секретариат ведет четкий подсчет не только голевых передач, но и предшествующих им пасов.
На турнире «Кубок Канады» хоккеисты сборной СССР произвели 180 бросков по воротам соперников, забросив 32 шайбы, 2 из которых пришлись на долю защитников, 30 шайб, находящихся в активе нападающих, распределены так: звено Ларионова – 11, Шепелева – 10, Голикова – 6, Жлуктова – 3. Пропущено 15 шайб: Третьяк, по чьим воротам в шести матчах было совершено 125 бросков, – 8, Мышкин (в одной игре 33 броска) – 7.
У Касатонова 50 очков [1], у Фетисова – 41, однако Третьяк, когда я спросил, кто из защитников был его лучшим помощником в охране ворот, назвал Первухина и Билялетдинова, а их показатели в таблице выглядят куда скромнее. Справедливости ради напомню, что пять «минусовых» очков Билялетдинов получил играя в матче пятого тура в паре с дебютировавшим в сборной Зубковым.
Позволю себе небольшое дополнение к таблице соображениями общего характера.
«Можно констатировать, – сказал уже в Москве В. Тихонов, – что хоккей стал более универсальным. Классный игрок должен уметь делать на поле все: и атаковать, и защищаться. Естественно, возросли физические и нервные нагрузки, выдержать которые может лишь истинный атлет. Увеличились скорости, ужесточился прессинг с первой до последней секунды. В этих условиях все технические приемы должны быть доведены до автоматизма, пространство приходится отвоевывать силой. Успех команды в значительной мере будет зависеть от степени взаимодействия и взаимозаменяемости нападающих и защитников.
Чемпионам мира ни в коем разе нельзя почивать на лаврах. Соперники давно бросились за нами в погоню. Помогает им в определенной степени то, что в Северной Америке теперь играет несколько десятков лучших хоккеистов из Швеции, Финляндии, а с осени 1981 года и из Чехословакии (Глинка и Бубла в «Ванкувер канукс»), а в лучших европейских сборных в ряде престижных турниров выступают их земляки, прошедшие закалку в ледовых битвах клубов НХЛ».
От себя бы добавил. Сборная СССР победила в «Кубке Канады» потому, что подготовилась (тренировки, товарищеские матчи) к этому турниру (хотя на сей раз все были в одинаковых условиях) значительно серьезнее своих главных соперников – канадских профессионалов из НХЛ. Это выразилось в том, что советские хоккеисты (в первую очередь Третьяк, Фетисов, Касатонов, Васильев, Шалимов, Шепелев, Капустин, Ларионов) смогли на финише усилить игру, а хозяева пик формы прошли где-то в середине соревнований.
1
Очки складываются из следующих показателей: за заброшенную шайбу – пять, за голевую передачу – три, присутствие на льду в момент удачного завершения атаки – очко, присутствие на площадке в тот момент, когда был пропущен гол, – минус очко.