Как смотреть хоккей - Кукушкин Всеволод Владимирович (электронные книги без регистрации TXT) 📗
12 — тычек (удар концом клюшки);
13 — колющий удар;
14 — дисциплинарный штраф
Есть специальный сигнал для прояснения спорной ситуации:
15 — жест отрицания (означает, что можно продолжать игру)
Проброс шайбы сообщается с помощью сигналов двух судей:
16 — судья, из чьей зоны направлена шайба, показывает возможность проброса;
17 — положение судьи на точке вбрасывания, где будет произведено вбрасывание шайбы после проброса
В случае, когда хоккеист одной из команд нарушил правила и должен быть удален на скамью оштрафованных, а шайба находится у другой команды, судья показывает сигнал:
18 — отложенный штраф
Судья дает свисток только в том случае, если шайба попадет к «провинившейся» команде. Если же шайба оказывается забитой в ворота команды, которая должна быть оштрафована, то «отложенный» штраф отменяется.
Для определения «штрафного броска» нет специального жеста. Главный судья подбирает шайбу и кладет ее на центральную точку катка.
Если на скамье штрафников сидит несколько хоккеистов одной команды, а шайба оказывается забитой в их ворота при игре в меньшинстве, то первым в этом случае на лед выходит игрок, вызвавший нарушение численного состава и наказанный «малым штрафом». При пятиминутных штрафах — они даются во всех случаях нарушения правил, когда «пострадавший» получает травму, — удаленный хоккеист отбывает наказание полностью и на льду заменить его не может никто.
Роль капитана команды достаточно хорошо известна любителям. Капитанами сборной СССР в разные годы были такие выдающиеся игроки, как Всеволод Бобров, Николай Сологубов, Борис Майоров, Борис Михайлов, Виктор Кузькин. Кроме моральной обязанности быть лидером команды, капитан имеет и особые права, оговоренные правилами. Так, только он один имеет право обсуждать с главным судьей любые вопросы относительно правил, которые могут возникнуть в ходе игры. Кстати, если на свитере капитана не нашита буква «К» (латинская «С»), он теряет свои права в данном матче.
Капитан команды имеет право обсуждать с главным судьей какое-либо толкование правил. Недовольство наказанием не является предметом обсуждения «точки зрения на толкование правил», и в этом случае на капитана или другого игрока должен быть наложен «малый штраф».
Судьи в хоккее занимают особое, несколько привилегированное положение. Так, по правилам в течение игры в судейскую комнату для дискуссии с главным судьей или линейными не имеет права войти никто. Право входа имеет лишь уполномоченный федерации, но о чем он разговаривает с арбитрами, остается тайной, которую, хотя специального правила на это и не существует, разглашать не принято.
Сезон международных встреч раньше начинался в ноябре, а теперь — в августе — сентябре. Международные матчи большей частью обслуживают судьи из третьих стран. Национальные федерации имеют право приглашать для товарищеских встреч арбитров по своему усмотрению.
Кто будет судить официальные международные турниры предстоящего сезона, решается уже 1 августа. Каждая национальная федерация подает в международную комиссию судей ЛИХГ свои списки арбитров на присвоение им категорий международных рефери и линейных. Всего в распоряжении международной федерации в сезоне около 180 человек. Каждому из них выдается удостоверение и специальный нагрудный знак.
Обладатели удостоверений имеют право судить официальные международные турниры. Судьи, которые работали на чемпионатах мира групп «Б» и «С» и юниоров, получают право на серебряную нашивку на своем черно-белом свитере. Те, кто работал на чемпионатах мира группы «А», розыгрыше «Кубка мира», турнире «Известий», «Руде право», имеют право на золотую нашивку. По этим нашивкам можно определить, к какой квалификации относится тот или иной хоккейный судья, какой у него опыт.
В последние годы международная федерация хоккея ежегодно проводит специальный семинар арбитров, на котором даются установки на единое трактование правил, разъясняются отдельные ситуации, возникающие на льду. Благодаря этому сейчас во всех странах судьи практически одинаково трактуют правила, и командам не приходится дискутировать с официальными лицами по поводу того или иного нарушения и наказания за него, не приходится хоккеистам и «привыкать» к арбитрам во время международных соревнований.
КТО ИГРАЕТ ХОРОШО И КТО ИГРАЕТ ПЛОХО
Мы часто говорим, что один хоккеист сыграл хорошо, другой — плохо. Но где лежит граница между «хорошо» и «плохо»? Может ли игрок, забивший одну шайбу в ворота соперника, сыграть весь матч плохо? Можно ли не забить ни одной шайбы и при этом сыграть хорошо? Для вынесения оценок «хорошо» и «плохо» существуют определенные критерии, подсказанные самой практикой игры, так сказать «хоккейной жизнью».
Вратарь сыграл хорошо: не пропустил ни одного гола. С этим не будет спорить никто. Однако так случается весьма редко. И когда подводится итог сезона, у вратарей как минимум в среднем по две пропущенных шайбы за игру, а у многих и гораздо больше.
В советском хоккее есть несколько вратарей, которые с полным правом могут быть названы выдающимися. И только отсутствие в то время спортивных контактов с сильнейшими командами Нового Света лишило некоторых из них всемирного признания. В этом отношении их молодым товарищам больше повезло, и такие имена, как Владислав Третьяк, Виктор Зингер, Владимир Мышкин, Александр Пашков, Александр Сидельников и другие, широко известны в мировом хоккее.
От канадцев пошло выражение «вратарь — половина команды». Действительно, если потеряет шайбу форвард, остается защитник, который может исправить его ошибку, если ошибется защитник и упустит нападающего, то остается еще вратарь, который может отбить шайбу. Но если ошибется вратарь, то шайба окажется в воротах и его ошибку не сможет исправить уже никто. Может быть поэтому вратарей особо опекают, а нападающие стараются не задеть вратаря соперников. Не случайно перед началом матча команды собираются у своих ворот в тесный кружок, чтобы сказать друг другу ободряющие слова, а главное — воодушевить своего голкипера. Оберегается вратарь и специальным правилом, по которому его нельзя толкать в площади ворот.
В паузы, когда игра остановлена, хоккеисты частенько подъезжают к своему вратарю и похлопывают его клюшками по щиткам, что на хоккейном языке является жестом ободрения (те, кто считает, что от этого стандартные щитки вратаря становятся шире, чем обычно, заблуждаются). Не раз бывало, что форвард, вышедший один на один с голкипером и проигравший вратарю, все-таки находил в себе силы признать высокое мастерство голкипера.
Патриархом вратарей в хоккее принято считать Жака Планта, знаменитого канадца, который много лет стоял в воротах различных клубов НХЛ, демонстрируя «чудеса». Советские хоккеисты однажды провели матч, в котором ворота канадской команды — это была юниорская команда «Монреаль канадиенс» — защищал Жак Плант. Нашим удалось забросить в его ворота лишь одну шайбу — она влетела после броска защитника Владимира Брежнева. Когда Планта спросили, как ему удается угадать мгновения бросков, возможное направление полета шайбы, он сказал, что он видит это по положению… ног игроков, владеющих шайбой. Это «видение» является одним из признаков высшего мастерства.