Школа яхтенного рулевого - Григорьев Николай Владимирович (читать книги бесплатно полные версии .TXT) 📗
прямо по носу — объект находится впереди по курсу;
прямо по корме — объект находится по курсу за кормой;
слева (справа) по носу — впереди и слева (справа) от курса.
При определении точного положения какого-либо судна или предмета относительно своего судна применяют понятие «курсовой угол» — угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (судно). Курсовой угол может быть правого или левого борта; отсчитывается он от направления «прямо по носу» до направления «прямо по корме», от 0 до 180° (рис. 102).
Курс яхты меняется поворотом руля. Если при этом угол ветра увеличивается, говорят, что яхта уваливается (идет полнее), если уменьшается, — яхта приводится (идет круче). Когда же угол ветpa увеличивается (или уменьшается) только из-за перемены его направления, а курс яхты не меняется, говорят, что ветер отходит или заходит.
Изменение курса, связанное с переменой галса, называется поворотом, а любое изменение курса в пределах одного галса — приведением или уваливанием, в зависимости от того, на ветер или под ветер был положен руль.
Поворот против ветра, когда яхта перед этим приводится, называется поворотом оверштаг. Поворот по ветру, перед которым яхта уваливается, носит название поворота через фордевинд. Подробно о поворотах и в каких случаях они делаются говорится ниже.
Рулевому подаются следующие команды:
«Прямо руль!» — руль кладется так, чтобы перо его было в диаметральной плоскости яхты.
«Лево (право) на борт!» — положить руль на левый (правый) борт до отказа.
«Одерживай!» — перо руля положить в сторону, обратную повороту яхты, уменьшая скорость приведения или уваливания так, чтобы по следующей команде можно было задержаться на требуемом курсе.
«Так держать!» — удержать и сохранять курс (по створу, ориентиру или компасу), на котором яхта лежала в момент подачи команды.
«Привестись!» — отклонить перо руля на ветер, чтобы яхта пошла круче.
«У валиться!» — отклонить перо руля под ветер так, чтобы яхта пошла полнее.
Все команды рулевому отдаются по перу руля, а не по румпелю. Рулевой обязан повторять полученные команды, чтобы капитан был уверен — его приказание правильно понято и выполнено. Повторяемая команда предваряется словом «есть»: «Есть лево на борт!», «Есть держать по створу!»-и т. д. Это особенно необходимо при маневрировании в плохую погоду. Последствия же неправильно понятой и невыполненной команды нетрудно представить.
Для работы со шкотами и парусами, а также с бакштагами, оттяжками и другими снастями бегучего такелажа применяются свои термины:
— слабина — провисание недостаточно выбранной снасти;
— выбрать — подтянуть снасть на себя настолько, чтобы она не провисала;
— выбрать (снасть) втугую, обтянуть — выбрать снасть как можно туже;
— заложить — положить снасть на утку одним или двумя шлагами, чтобы она не травилась, будучи на руках;
— закрепить — положить снасть на утку, кнехты, битенг таким образом, чтобы исключить самопроизвольное потравливание или отдачу;
— отдать (снасть) — снять снасть с утки, кнехтов, битенга, нагеля;
— травить, потравить — перепускать снасть постепенно, понемногу;
— раздернуть — травить снасть быстро, не задерживая, совершенно ее ослабить.
Подготовка к плаванию
К выходу в плавание необходимо тщательно подготовиться. Объем работ зависит в основном от цели выхода. Но в любом случае следует тщательно и всесторонне проверять техническое состояние корпуса яхты, рангоута, такелажа и всех ее устройств. Выходить в плавание не будучи уверенным, что на судне все в порядке, — значит сознательно обречь себя на неприятности, которые могут возникнуть совершенно неожиданно и нередко — в самый неподходящий момент. Поэтому все недоделки или неисправности, выявленные при осмотре яхты, даже самые мелкие, нужно устранить до выхода из гавани. Откладывать что-либо «на потом» с расчетом доделать во время плавания не следует ни в коем случае.
Наиболее ответственна подготовка яхты к крейсерскому плаванию, так как длительное пребывание вдали от своей основной базы — гавани яхт-клуба — в большинстве случаев исключает всякую возможность надеяться на кого-либо, кроме самого себя.
Чрезвычайно важно учитывать степень нагрузки судна. Перегрузка, и в частности людьми, совершенно недопустима. Опасность не только в том, что центр тяжести перемещается значительно выше расчетной точки, особенно если груз или люди располагаются на палубе, — лишний груз снижает также запас плавучести, определяемый высотой надводного борта. Это приводит к частичной, а иногда и полной потере таких важных мореходных качеств судна, как остойчивость, управляемость и непотопляемость. О том, чем кончается легкомысленное отношение к перегрузке, красноречиво говорят примеры.
Рулевой швертбота класса «М» устроил катание участников массовки. Погода была тихая, и малоопытный рулевой счел возможным взять на борт 19 человек. Отойдя от берега, швертбот неожиданно попал в полосу ветра силой 3–4 балла. На курсе бакштаг судно набрало ход и, получив сравнительно небольшой крен, стало приводиться. Удержать швертбот от приведения рулевой не смог, и он, потеряв остойчивость и управляемость, опрокинулся. Утонули два человека.
Несчастье может произойти и с килевой яхтой.
В одном из южных городов яхта, вышедшая с гостями на прогулку, из-за большой перегрузки сидела в воде значительно глубже допустимой для своего класса осадки. При шквалистом ветре, к удовольствию гостей и рулевого, который знал из учебников, что килевая яхта опрокинуться не сможет, судно получило большой крен. Яхта и не опрокинулась, но при крене до рубки ее захлестнуло волной. Через кокпит и открытые люки вода хлынула в корпус — судно затонуло. Люди погибли.
Серьезную опасность на перегруженной яхте могут создать люди, которые не знают правил поведения на судне. Достаточно несведущему человеку, например, случайно наступить на шкот или переместиться во время поворота на подветренный борт, чтобы швертбот опрокинулся.
«Правила классификации» определяют численность экипажа, при которой обеспечивается безопасное управление килевой яхтой или швертботом в любых условиях плавания. Однако случается, что приходится выходить из гавани с неполным экипажем или брать на борт людей сверх указанного в формуляре числа. Делать это надо в разумных пределах и каждый раз принимать во внимание состояние и прогноз погоды.
Капитан подбирает экипаж для крейсерского плавания, рассчитывая, что на яхте должна быть двух- или трехсменная вахта, в каждой из которой должны быть яхтсмены, способные самостоятельно справляться со своими обязанностями в любых условиях плавания. В составе каждой вахты должен быть как минимум рулевой, достаточно опытный, чтобы уметь разобраться в обстановке и знающий навигацию и работу с картой, и один-два матроса для работы с парусами.
Подготовка экипажа заключается прежде всего в проверке знаний и способностей каждого. В зависимости от результатов проверки все зачисленные в экипаж члены получают определенные обязанности. Чтобы эти обязанности имели силу закона, на яхте составляются расписания, в которых должно быть точно и достаточно подробно указано, кому и что надлежит делать в тех или иных условиях плавания при тех или иных маневрах:
— расписание по заведываниям, определяющее обязанности членов экипажа по содержанию в исправности отдельных частей и устройств яхты, судового имущества и различных запасов яхты;
— расписание по приборкам, определяющее, кому и где убирать, кому и какое помещение содержать в чистоте;
— расписание по постановке и уборке парусов, предусматривающее расстановку экипажа по определенным местам во избежание сутолоки.
С этой же целью составляют также расписания:
— по постановке и съемке с якоря;