Равновесие в движении. Посадка всадника - Дитце Сюзанна фон (книги онлайн без регистрации полностью .txt) 📗
Потеря баланса может происходить во всех направлениях — вперед, назад, в сторону, наверх (выталкивание, выбивание из седла), а в экстремальном случае и вниз (при падении). Чтобы лучше систематизировать все трудности, я разделила возникающие проблемы на группы. Наиболее заметные ошибки и сбои можно увидеть со стороны — корпус всадника либо опережает движение лошади, либо отстает от него. Отклонения в сторону я буду рассматривать при обсуждении проблемы асимметрии и искривления.
Баланс всегда базируется на площади опоры, где находится его центр. Именно в этой области в случае необходимости и применяются действия, направленные на исправление баланса. На выездковой посадке этой площадью опоры является основание посадки в форме треугольника. Ноги стабилизируют посадку; при этом особое внимание уделяется равновесию верхней части тела. В случае, когда основание посадки загружен неверно, возникает ряд причин нарушения баланса. Если основание посадки загружено слишком далеко сзади, то всадник сидит на седалищных буграх; таким образом получается посадка «как на стуле» (рис. 8.2 и 8.3). В случае чрезмерной нагрузки лобковой кости всадник сидит «на разрезе» (рис. 8.4—8.7).
Посадка «как на стуле» представляет собой классический пример отставания корпуса всадника от движения лошади. При чрезмерной загрузке задней части основания посадки таз отодвигается назад, поясничный отдел позвоночника сильно выгибается, а голова в качестве противовеса выдвигается вперед. Руки вытягиваются вперед, локтевые суставы в большинстве случаев закрепощены, а сами кисти в высшей степени неспокойны. Исчезает непринужденное положение ног, когда они свободно свисают от бедер вниз; ноги при этом излишне выдвигаются вперед, у колена появляется тенденция скользить вверх. Шенкель располагается далеко впереди, а стремя сдвигается к подъему ноги.
При посадке «на разрезе» все происходит с точностью до наоборот. Чрезмерная загрузка передней части основания посадки ведет к перемещению таза вперед с усиленным прогибанием поясничного отдела позвоночника. Вытянутый вперед подбородок еще стремится спасти равновесие. Локти вместе с опущенными вниз руками часто отодвигаются наружу назад, чтобы компенсировать недостающий вес. Всадник удерживает посадку напряжением мышц внутренней поверхности бедра, что приводит к их закрепощению. Голень отведена назад, носок ноги при судорожно напряженной стопе в большинстве случаев старается подцепить стремя.
Неправильно подогнанная длина стремени может быть одной из возможных причин посадок «как на стуле» или «на разрезе». На рис. 8.8—8.14 длина стремени расходится на 8 дырок. Слишком короткие стремена становятся причиной посадки «как на стуле», слишком длинные вынуждают всадника сидеть «на разрезе».
На облегченной посадке проблемы баланса проявляются еще отчетливее. Как вы уже прочли выше, площадь опоры на облегченной посадке хотя и шире, но глубже. Более широкая площадь опоры предотвращает отклонения корпуса в стороны. При этом посадка становится более неустойчивой за счет отклонений корпуса вперед и назад, что очень важно для динамики при наращивании темпа и при прыжках. На облегченной посадке также можно различить две основные ошибки всадника — опережение и отставание корпуса от движения лошади.
Всадники, корпус которых отстает от движения лошади, в большинстве случаев не наклоняют корпус вперед от бедра, а сутулят спину, при этом таз сдвигается назад. Колени слишком сильно выпрямлены, голени выдвигаются далеко вперед и седалище приобретает тенденцию каждый раз опускаться на заднюю луку седла (см. рис. 8.12 и 8.13). Эти всадники не в состоянии сопровождать корпусом движение лошади вперед, и, например, проезжая рысью по кавалетти, они заваливаются лошади на поясницу, так как из-за слишком прямых коленей не могут освободить ее за счет привставания на стременах. Седалище снова сдвигается назад, в результате чего руки работают в обратном направлении, что может фатально повлиять на результат прыжка, поскольку, находясь в таком положении, рука в момент прыжка не сможет отдать повод, сопровождая движение лошади.
Рис. 8.8. В балансе.
Рис. 8.9. Корпус всадника опережает движение.
Рис. 8.10. В балансе.
Рис. 8.11. Корпус всадника опережает движение.
Всадники, которые заваливаются лошади на шею подобно второму седоку на мотоцикле, опережают корпусом ее движение (см. рис. 8.8—8.11). Верхняя часть тела часто наклонена вперед слишком сильно, и седалищные бугры не в одинаковой степени отодвинуты назад. Так как вес всадника дополнительно переносится вперед, то и сам он получает перевес вперед и поэтому падает руками на шею лошади (см. рис. 8.12 и 8.13). Шенкеля легко сдвигаются назад, что делает посадку нестабильной, и уже при малейшем неповиновении лошади или, если она споткнется, всадник кувырком скатывается вниз через плечо лошади. При подобной посадке спина лошади вместо облегчения получает чрезмерную нагрузку на переднюю часть корпуса, что вредно сказывается на выносливости может вывести ее из равновесия при спуске с горы. Прыгая через препятствие, лошадь должна будет приложить дополнительные усилия, чтобы поднять вверх переднюю часть корпуса, и это нередко становится причиной недостаточной работы передних конечностей (рис. 8.15 и 8.16).
Рис. 8.12. Корпус всадника отстает от движения: молодая лошадь незамедлительно реагирует на нарушение баланса и не может продолжать галоп.
Рис. 8.13. Корпус всадника отстает от движения: по опытной лошади нарушение баланса заметно не так сильно, она продолжает галопировать, но реагирует потерей темпа и раскрепощенности.
Сбалансированное положение на площади опоры требует от всадника хорошо развитого чувства движения и сноровки (рис. 8.17 и 8.18). Чаще всего проблемы обнаруживаются в движении. Это особенно заметно на строевой рыси. Вызываемая строевой рысью постоянная смена площади поверхности — от глубокой и широкой до узкой и высокой — требует от всадника наибольшей координации и чувства равновесия. Здесь проявляются даже минимальные нарушения баланса. Если всадник, опускаясь обратно в седло, плюхается лошади на спину, то обнаруживается тенденция отставания корпусом от движения лошади; он резко приподнимается в седле и будучи не в состоянии сохранить баланс впереди, просто заваливается назад. Слишком высокие и быстрые привставания, что чаще всего сопряжено с максимальным выпрямлением тазобедренных суставов, действуют на всадника изнуряюще. Всадник привстает быстрее, чем спина лошади поднимается ему навстречу. Тем самым процесс движения лошади заметно нарушается и в большинстве случаев это приводит к закрепощенной спине лошади и потере естественного поступательного движения.
Рис. 8.14. Сбалансированная облегченная посадка в прыжке.
Рис. 8.15. Всадник опережает движение лошади, что вызывает ошибку в работе переда.
Рис. 8.16. Жесткая рука всадника является причиной его отставания от движения, что приводит к нарушению баланса лошади (очевидно по положению шеи и передних конечностей).
Из правильно сбалансированной строевой рыси всадник в любое время может перейти на выездковую (учебную) или на облегченную посадку, не нарушая процесс движения лошади в целом. В этом случае езда строевой рысью дается легко. Привставание и опускание в седле следуют вместе с поднятием и опусканием спины лошади, что и определяет частоту и амплитуду привставаний и опусканий в седло.