Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике - Кью-Кит Вон (бесплатная регистрация книга TXT) 📗
Рис. 11.5. От «приручения тигра» к «полету по диагонали»
Несмотря на то что боевые комбинации представляют лишь базовые знания тай-цзи цюань, составляющие их приемы вполне эффективны. Замечу, что чисто теоретического изучения (которое, несомненно, дает представление о глубинах искусства) не достаточно для адекватного применения техники в реальном бою.
Подобно любому другому единоборству, искусство тай-цзи постигается на практике. Отработке боевых комбинаций следует уделить по крайней мере шесть месяцев, и лишь тогда вы добьетесь ощутимых результатов. Шесть лет упорных тренировок если и не сделают вас настоящим мастером, то наверняка приблизят к достижению совершенства.
Глава 12. Преимущества, предоставляемые искусством тай-цзи цюань в повседневной жизни
Здоровье, работа и развлечения
Ваша душа, обретет покой, мир и радость, а разум — остроту и свежесть восприятия.
Сколько бы раз я ни напоминал о важности боевых аспектов тай-цзи цюань, не следует изучать это искусство исключительно в целях самообороны. Вышесказанное означает лишь то, что существует немало более быстрых способов обучения навыкам рукопашного боя. На мой взгляд, самым простым способом изучить технику самообороны является тренировка по системе школы тайского бокса «томой». Тем не менее я предпочитаю тай-цзи всем другим боевым единоборствам, за исключением, пожалуй, шаолиньского кунг-фу, которое обладает рядом других ценных преимуществ.
В некоторых случаях кунг-фу Шаолиня превосходит искусство тай-цзи цюань. Например, на высших уровнях изучения шаолиньская школа использует наиболее продвинутую методику дзэн [7], в то время как тай-цзи уделяет основное внимание ци, или энергии. С другой стороны, найдется не так уж много людей, возможности и способности которых полностью отвечают требованиям. предъявляемым к тренировкам по кунг-фу школы Шаолиня, в то время как занятия по тай-цзи доставляют радость и приносят облегчение.
Несомненно то, что как тай-цзи цюань, так и кунг-фу Шаолиня обогащают нашу жизнь гораздо больше, чем другие единоборства. Эта глава ответит на вопросы, почему и как искусство тай-цзи благотворно влияет на физическое здоровье, работоспособность и счастливое времяпрепровождение — три фактора, определяющих полноценное существование человека.
Здоровье — это нечто большее, чем отсутствие клинических заболеваний. Здоровым можно назвать человека, имеющего хороший аппетит и безмятежный сон, крепкие нервы и светлую голову, вкус к работе и развлечениям и в большинстве случаев способность к полноценной половой жизни. Ни о каком здоровье не может быть и речи, если человек: не может заснуть без снотворного; пичкает себя витаминами; подвержен нервным срывам; не в состоянии мыслить здраво; ощущает вялость и быстро утомляем; не способен к нормальной половой жизни.
Отличие между западным и китайским подходами к концепции физического здоровья прекрасно определил Джеймс Макричи в полезной и содержательной книге «Цигун: повышение энергии человека».
«Самым примечательным является то, что люди Запада имеют очень смутное понятие о том, что же такое здоровье. В то же время этот вопрос затрагивает жизненные интересы каждого человека, и Запад нашел на него ответ, создав гигантскую «индустрию здравоохранения». В Соединенных Штатах (и, возможно, в большинстве других стран) расходы на медицину сопоставимы и лишь незначительно уступают расходам на национальную оборону, составляя 750 миллиардов долларов (или три четверти триллиона) в год.
Первое, что приходит в голову после знакомства с этими цифрами, — это наличие у американцев прекрасного здоровья. Однако это не так. Несмотря на то что китайцы не тратят таких чудовищных сумм на здравоохранение, здоровье нации ничуть не уступает американскому. Единственным выводом, который напрашивается после знакомства с приведенными выше бюджетными ассигнованиями, как бы парадоксален и абсурден он ни был, является: «На Западе не существует четкой формулировки самого понятия здоровье».
Ни одно медицинское руководство не дает ответов на то, что означает термин «здоровье» и каковы его составляющие, и лишь болезнь напоминает нам о его существовании. Следуя логике западной медицины, здоровье можно определить лишь отсутствием клинического заболевания…
Китайский подход к проблеме является диаметрально противоположным. Сам вопрос ставится иначе. Когда человек болен, китайцы спрашивают: «Почему он не здоров?»
Пожалуй, на китайской концепции здоровья следует остановиться подробнее. Определение этого понятия рассматривается в комплексе «ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ», так как энергетика занимает более важное место по сравнению с чисто физиологическими показателями организма. Энергетическая система принадлежит более высокому, управляющему уровню, содержащему информацию о всех процессах, протекающих в организме. Приняв это утверждение за основу, можно выстроить цепочку иерархических связей, определяющих жизненно важные функции:
ЭНЕРГИЯ/ЦИ — > КРОВЬ — > КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ — > ОРГАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ — > ОРГАНЫ — > ФУНКЦИИ — > ВЗАИМОСВЯЗИ — > ОРГАНИЗМ В ЦЕЛОМ
Таким образом, разбалансированность связей между энергетической системой и организмом приводит к заболеванию».
Схема Макричи без лишних слов показывает тесную взаимосвязь между отличающими здорового человека качествами, перечисленными в начале главы: хорошим сном, крепкими нервами, желанием трудиться и развлекаться. Это как нельзя лучше объясняет неэффективность медикаментозных и ограничительных способов лечения медиками Запада таких заболеваний, как гипертония, астма, ревматизм, язва, диабет и рак. С другой стороны, эти так называемые «неизлечимые» болезни успешно лечат альтернативными методами, такими как искусство цигун и тай-цзи цюань.
Китайская медицина и система национального здравоохранения в целом построены на принципе управления энергией ци. Все виды китайского традиционного лечения — траволечение, акупунктура, массаж, акупрессура, травматология и терапия цигун — нацелены на преодоление энергетического дисбаланса. Нарушение энергетической общности описанной Макричи цепочки свидетельствует о заболевании тела (и души). В этом случае лечить следует причину, а действия целителя должны отличаться комплексным подходом. При выборочном лечении отдельного органа (например, печени) всегда есть вероятность рецидива болезни или дисфункции других органов. Поэтому китайская медицина лечит не отдельные очаги заболевания, а организм в целом, причем на энергетическом уровне.
Китайский врач, к которому обратился онкологический больной, не фиксирует у пациента рак, поскольку это заболевание не числится в традиционном списке болезней как таковых. В китайском языке сам термин «ай» — «рак» появился совсем недавно в результате перевода с английского.
Каков же будет диагноз китайского врача в этом случае? Он (или она) не будет рассматривать болезнь с точки зрения локальной симптоматики, но попробует определить причину нарушений в организме на уровне энергетического поля. При постановке диагноза врач не будет интересоваться, какими субъективными внешними факторами вызвана болезнь, но постарается выяснить, почему организм именно этого больного не справился с канцерогенами или радиацией. Медик может объяснить недомогание застоем энергии печени, вызванным перекрытием легочного меридиана и недостатком ци в селезенке, либо скоплением шлаков на промежуточном уровне, вызванном энергетической блокадой сердечного меридиана. Китайские врачи, в отличие от представителей традиционной западной медицины, диагностируют онкологию с точки зрения функциональных нарушений всего организма, которые у каждого пациента могут быть совершенно разными.