Хоккейные баталии. СССР – Канада - Дворцов Владимир Александрович (бесплатные онлайн книги читаем полные версии .txt) 📗
Кто-то из коллег поинтересовался:
– А большая по размерам «поляна» Лужников, твердый, ровный лед, перерывы без затяжек и поддержка болельщиков не имеют, Борис Павлович, значения?
– Имеют.
Канадские ветераны все-таки подустали. И дело не только в возрасте ряда ведущих игроков. За много лет в НХЛ «звезды» привыкли входить в форму к зиме, с тем чтобы достичь ее пика весной, в месяцы решающих встреч чемпионата и матчей розыгрыша Кубка Стэнли. И при всем этом поединки проходили в упорнейшей борьбе, и лишь в одном было зарегистрировано преимущество хозяев более чем в одну шайбу.
В Москве в первом же матче блеснул Мальцев, забивший два гола из трех. Кстати, Харрис в Канаде не раз хвалил Александра, запомнившегося ему лучшим нападающим чемпионата мира 1972 года.
Хорошо показали себя в московских матчах и введенные в состав защитники Шаталов и Тюрин. У канадцев сник Халл, зато прибавили Бэкстрем, Трамблэ, все семейство Хоу.
Советские болельщики и, конечно, сами игроки остались очень довольны качеством и результатами матчей, но судейством почти все остались неудовлетворены. Канадцы нередко об этом в «энергичных» выражениях заявляли арбитрам прямо в ходе встреч, за что, как правило, отправлялись на скамью штрафников.
Особенно накалялись страсти, когда встречи проводили судьи, представлявшие страны-участницы. Много замечаний пришлось услышать от гостей и прочитать в канадских газетах В. Домбровскому, который во втором московском матче наказал «десятиминутками» Тардифа и Марка Хоу, после чего получилось, что канадцы имели 33 минуты штрафа, а наши только 9. В третьем поединке при судействе Т. Брауна Бобби Халл забил пятый гол, который должен был принести гостям победу, а канадский арбитр его не засчитал, поскольку он дал сигнал к окончанию игры на две секунды раньше. После этого канадскому судье досталось от журналистов еще больше, нежели в Торонто, когда он не заметил шайбу Петрова. Канадские хоккеисты окрестили его «Судья минус гол».
И Домбровский, и Браун очень волновались, проводя матчи с участием земляков. Да и хоккеисты, тренеры, журналисты, зрители излишне нервничали при их судействе.
На пресс-конференции в Торонто Кулагин вгорячах потребовал, чтобы Браун больше не судил матчи «серии». После проигрыша в Виннипеге много упреков посыпалось на Домбровского.
А вот весной на чемпионате мира в ФРГ арбитры отлично справились со своими обязанностями, причем Браун с американцем Ли четко провели обе ключевые встречи – между сборными СССР и Чехословакии.
Над судейством предстоит еще крепко поработать. В то же время канадским профессионалам тоже следует взять себя в руки, чтобы не вызывать справедливых нареканий судей и публики, далекой от буйных нравов хоккейных стадионов Канады и США.
Нельзя было без возмущения смотреть на то, как Макгрегор пытался проткнуть клюшкой, словно пикой, Васильева, досадуя на него за заброшенную шайбу! Валерий остался невозмутим. И только после матча сетовал: «Порвал, супостат, рубашку. У канадцев их много, а у меня красная – одна, Сеглин ругаться будет».
Горди Хоу после забитого гола и остановки игры налетел сзади и сбил на лед Анисина. Бурю протестов вызвал хулиганский поступок Лея, после второго матча, проигранного гостями с крупным счетом, набросившегося с кулаками на Харламова.
– За такое, – сказал на пресс-конференции сразу после игры Кулагин, – у нас полагается как минимум пятнадцать суток.
В адрес Всесоюзного спорткомитета, редакций, общественных организаций поступило множество телеграмм. Вот некоторые из них:
«Уймите хулиганов. Их действия бросают тень на всю Канаду», – писал Соколов из Астраханской области.
«За вызывающее хулиганское поведение и преднамеренное стремление травмировать ведущих игроков сборной СССР в матче третьего октября с гневом осуждаем хоккеистов Канады», – телеграфировала группа любителей хоккея управления Северной железной дороги из Ярославля.
Немало похожих телеграмм поступило и из-за рубежа, в том числе и из Канады. Сенатор-либерал от Онтарио Джон Годфри заявил в парламенте, что Лей – «позор для Канады» и его «следовало бы отослать домой после нападения на Харламова».
Сам же Лей, поостыв, пришел на тренировку нашей команды и принес извинения руководителям и лично Харламову. «Я был донельзя раздосадован крупным проигрышем, как я посчитал, из-за плохого судейства вашего арбитра и не нашел ничего лучшего, как выместить свою злость. Ближе всех ко мне в тот момент оказался Харламов…» – «объяснил» канадец свой дикий выпад.
Из восьми матчей «серии-74» советские хоккеисты выиграли четыре, три свели вничью и лишь один проиграли. 32 шайбы забросили и 27 пропустили.
Мне, как автору статьи «Вперед, защитники!», приятно отметить, насколько важны голы игроков обороны: на счету наших защитников в «серии» 8 голов, канадских – 1.
Дополню их только высказыванием А. Рагулина:
– У нас к защитникам предъявляется больше требований, нежели у канадцев. Надо разрушать атаки соперников, точно и быстро отдавать пас после отбора шайбы, самому, при необходимости, уверенно, без риска для команды, уметь выходить с шайбой из своей зоны. Требуется также ходить в наступление, делать голевые передачи и даже забрасывать шайбы. И все это на больших скоростях. Помимо всего прочего, для такой гроссмейстерской игры надо «глаза на затылке иметь» – опыт большой.
У канадцев выступали 28 хоккеистов, у нас – 27. Броски (Канада– СССР): 254–236, штрафное время: 130-72, реализация численного преимущества: 7–9, голы в меньшинстве– 1:1 – Макгрегор и Шалимов; буллиты – по одному и оба не использованы – Уолтон и Мальцев.
В сентябре 1974 года впервые была выиграна целая «серия» у профессионалов. Советские хоккеисты одержали еще одну большую победу.
Хоккей с большой буквы!
В репортаже о встрече «Чикаго блэк хоукс» – «Крылья Советов» хоккейный обозреватель широко распространенной в США газеты Чикаго трибюн» Боб Верди писал: «Я не припомню подобного красивого матча хоккея в течение нынешнего сезона в НХЛ. Для всех было истинным удовольствием наблюдать за игрой советской команды – какое превосходное катание на коньках, какая точность передач, какая способность бегать на коньках без остановки все шестьдесят минут – это был Хоккей с большой буквы!»
Подобной восторженной оценки заслуживают и большинство других поединков хоккеистов ЦСКА и «Крыльев Советов» с сильнейшими профессиональными клубами Национальной хоккейной лиги, проведенные в декабре 1975 – январе 1976 годов в США и Канаде и вошедшие в историю спорта под названием «Суперсерия-76».
Почему третий раунд встреч на высшем хоккейном уровне после двух предыдущих «серий» получил такое название?
Семь из восьми состязаний проходили в американских городах, а американцы уделяют рекламе еще больше внимания, чем соседи– канадцы. Если уж у них проходят выдающиеся хоккейные матчи, то это не просто «серия», а непременно «супер».
Этим состязаниям придавалось и особое значение. Президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл заявил перед первой игрой в Нью-Йорке: «Наконец-то мечта сбылась и произойдет наиболее объективное испытание сил в мировом хоккее!» По моей просьбе К. Кэмпбелл прокомментировал свое заявление.
– Сборные сильны в Европе, особенно в Советском Союзе и Чехословакии. В этих странах сентябрь уже почти полноценный хоккейный месяц. В Канаде и США – могучие клубы, но сборные – дело непривычное. Чемпионат НХЛ стартует лишь в октябре, лучшие хоккеисты входят в форму к ноябрю с тем, чтобы сохранять ее до апреля-мая, когда проходят баталии розыгрыша Кубка Стэнли– главного приза НХЛ. Так что две сентябрьские «серии» между сборными СССР и Канады были лишь «репетицией», а настоящее выяснение мощи соперников произойдет сейчас, в декабре-январе в матчах сильнейших клубов.
После «урока» 1972 года хозяева не рисковали заявлять во всеуслышание, что победят во всех восьми встречах и непременно с крупным счетом, но многие из руководителей НХЛ, тренеры, игроки, местные журналисты явно намекали на это в своих прогнозах, не забывая, правда, при этом отмечать и высокий класс советских хоккеистов, особенно часто выделяя Александра Якушева, Владислава Третьяка и Валерия Харламова.