Борис Аркадьев - Горбунов Александр Аркадьевич (лучшие книги онлайн .txt) 📗
Полусредний нападающий должен всегда сохранять наступательную активность. В любом игровом эпизоде его первым побуждением, как и других нападающих, должно быть движение мяча к воротам противника.
Прежде чем дать пас, полусредний нападающий обязан искать возможность быстро приблизиться к воротам противника для их обстрела и, только мгновенно оценив обстановку, как исключающую такое действие или менее выгодную, чем у другого нападающего, предоставить эту возможность своему партнеру, отдав ему мяч. Потеря игровой направленности в сторону ворот противника – опасное перерождение полусреднего, обесценивающее его как игрока нападения.
Очень целесообразны неожиданные удары полусреднего по воротам из-за штрафной площади через гущу игроков, когда поле зрения вратаря бывает закрыто.
Полусредний нападающий должен обладать всем комплексом технических приемов игры от обстрела ворот до отбора мяча.
Необходимым тактическим средством игры для полусреднего является обводка, при этом не всегда обязательно направленная вперед, но и в сторону и даже назад, обеспечивающая в некоторые моменты выигрыш времени и тактической позиции для отдачи мяча и продолжения игры.
Кроме своей обычной наступательной игры, полусредним нападающим иногда приходится играть и в линии полузащиты. Это бывает при возникшем почему-либо неравенстве сил с противником, когда команде необходимо путем ослабления своей атаки в течение короткого времени усилить свою защиту, с тем чтобы не дать противнику возможности изменить счет в свою пользу.
Нашими лучшими полусредними я считаю Константина Бескова, Валентина Николаева, Николая Дементьева, Автандила Гогоберидзе, Вячеслава Соловьева, играющего, кроме полузащитника, на всех местах в нападении, и Ф. Марютина.
Игра центрального нападающего в нашем футболе претерпела в последние годы большую эволюцию.
Именно здесь нарушен пресловутый рисунок буквы «дубль-ве», именно отсюда началось преодоление тактической схемы.
Как правило, сейчас наши центральные нападающие не стоят на выдвинутой по центру вперед позиции.
Центр – «таран», больше мешающий играть центральному защитнику противника, чем играющий сам, это пройденный этап в тактическом развитии нашего футбола.
Игра центра нападения стала гораздо разнообразнее, сложнее и интереснее. Наши лучшие центральные нападающие, чтобы начать атаку, уходят из зоны действия центрального защитника.
Освобождаясь от опеки противника, они завязывают игру на середине и на краях поля, создавая в зоне мяча численное превосходство своего нападения над защитой противника на одного лишнего игрока.
С другой стороны, не имея при такой игре сторожа, который преследовал бы его по пятам, центральный нападающий с гораздо большей свободой, чем остальные нападающие, ищет по всей ширине поля брешь в защите противника и вклинивается в нее.
Только в случае совершенной слабости центрального защитника еще может быть оправдана постоянная шипообразная позиция центрального нападающего впереди, рассчитанная на переигрыш защитника в борьбе за посланные вперед мячи.
Оттянутая назад исходная позиция центра нападения очень затрудняет тактически игру центрального защитника.
В защите противника возникает система передачи опекаемых игроков между полузащитниками и защитниками, что иногда все же нарушает и всегда осложняет систему «разбора» нападающих игроками защиты в целом.
Как правило, ушедший назад центральный нападающий не бывает все время прикрыт противником и является именно тем игроком, которому своя защита всегда может отдать мяч.
При этом исходная позиция центрального нападающего вне сферы действия центрального защитника обеспечивает ему удобную подготовку к завершающему моменту атаки, в котором участвует прежде всего он сам.
При такой игре центра нападения его прямой противник – центральный защитник – вынужден до поры до времени оставаться в бездействии на своей зоне.
Таким образом, тактический смысл описанной игры центрального нападающего заключается в том, что нападающая команда на начальном этапе наступления имеет больше игроков в действии, чем противник, и в том, что отпущенного на свободу в середине поля центрального нападающего защите противника трудно проследить в момент его появления у ворот.
Однако неверно было бы думать, что, играя по такому принципу, центральный нападающий выключается из борьбы за мячи, посланные вперед или с края на ворота противника.
Его дело – понять и решить, когда он должен стоять грудь в грудь с центральным защитником и когда он должен уйти из сферы действия своего противника.
Тем не менее главным тактическим качеством центрального нападающего остается его наступательная сила и направленность всей его психики на непосредственную атаку ворот. Каждый момент игры должен оцениваться центральным нападающим прежде всего с точки зрения возможности атаки ворот. Пас в штрафной площади у центрального нападающего должен быть действием второй очереди, уступая первое место обстрелу ворот.
Постоянное стремление центрального нападающего обстрелять ворота или преодолеть пространство, отделяющее его от ворот, – драгоценное качество центра нападения.
Однако эта агрессивность не должна делать его слепым относительно своих партнеров, когда те имеют лучшие возможности забить гол. Центральный нападающий должен не только сам забивать голы, но и предоставлять эту возможность другим.
В этом отношении примером для всех центральных нападающих должна служить игра Григория Федотова.
Большое место в игре центрального нападающего занимает вытягивание центрального защитника из его зоны для того, чтобы дать возможность одному из партнеров выйти с мячом или без мяча на освободившееся место перед воротами противника.
Отдача центральным нападающим мяча своему партнеру, оказавшемуся на его месте перед воротами противника, – основной тактический ход комбинационной игры этого игрока.
Широкая игра К. Бескова на месте центрального нападающего в матчах команды московского «Динамо» в Англии в 1945 г. была, по словам самих английских защитников, основной тактической трудностью для защиты противника.
Наши лучшие центральные нападающие, как правило, сами завязывают атаку, а не ждут в бездействии мяча впереди.
Таким образом, нападение в целом количественно выигрывает одного игрока на средней трети поля, не ослабляя конечной атаки ворот, так как систематически врывающийся из глубины поля в переднюю линию атаки центральный нападающий всегда неожиданнее для защиты и опаснее для ворот, чем легко прикрываемый центральный «таран», упирающийся в линию «вне игры» и центрального защитника.
Мы можем признать современную игру наших центральных нападающих бесспорным шагом вперед в развитии футбольной тактики, так как их добавочная игра по организации атаки проделывается за счет ликвидации бесполезных простоев центра старой формации.
Разумеется, такая разносторонняя игра центрального нападающего предъявляет к нему большие требования. Он должен владеть игровыми качествами и навыками полусреднего нападающего, т. е. большим тактическим пониманием и кругозором игры, большой работоспособностью и быть ведущим тактиком нападения, в полной мере сохраняя качества нападающего передней линии: скорость бега, быстроту, мощность, напористость и «скорострельность» удара по воротам.
Объем его работы на поле значительно увеличился по сравнению с таковыми при позиционно выжидательной игре «тарана».
Сергей Соловьев беспрестанно играл и в своем тылу, и на правом и левом краях, не упуская при этом ни одного случая непосредственно атаковать ворота и использовать в единоборстве с центральным защитником всякую его ошибку. Более того, центральному нападающему нередко приходится заменять своего полусреднего (если тот не успевает вернуться) в защитной игре против атакующего полузащитника противника.
Только при наличии быстроты, силы и выносливости, разносторонней техники и тактической «зрячести» центральный нападающий может проделать свою большую, трудную, интересную и ответственную работу на поле.