Играет ЦСКА - Сысоев Василий Дмитриевич (читать книги онлайн полные версии TXT) 📗
Это, конечно, не означает, что у хоккеистов ЦСКА не развивается способность играть жестко и противостоять грубой игре. Никому, даже канадским профессионалам не удавалось и не удастся их запугать. Они умеют, если требуется, постоять за себя.
В последние годы появилась тенденция к универсализации игроков, возрос авторитет хоккеистов, которые при необходимости могут хорошо сыграть и на другом месте. Значение, роль таких спортсменов усиливается по мере повышения маневренности и темпа игры. Армейцы своевременно заметили это веяние в нашем хоккее, и поэтому среди них много игроков-универсалов. Наиболее яркими представителями этой категории спортсменов специалисты называют В. Шувалова, Н. Сологубова, Ю. Баулина, И. Ромишевского, В. Кузькина, А. Фирсова, Е. Мишакова. У каждого из них есть или был свой конек, свое «обжитое» место на площадке, но они не теряются, если им вдруг приходится выступать и в другой роли.
Универсализация, безусловно, шаг вперед в развитии нашего хоккея. Но она может и должна базироваться только на высочайшей специализации, на подготовке отличных мастеров обороны и нападения. Поэтому выращивание высококвалифицированных защитников и форвардов в ЦСКА остается одной из основных задач учебно-тренировочного процесса. Но делается это под девизом: отличный защитник – он же хороший нападающий, прекрасный форвард – надежный игрок линии обороны.
Все тактические новинки, совершенствование методов ведения игры, непрерывные поиски более рационального использования спортсменов преследуют одну цель: усиление мощи атаки. Ведь, как известно, основным правилом игры армейцев была и остается атака, лихая, настойчивая, нередко озорная атака, атака с первой до последней секунды матча.
Когда-то такую активную форму ведения игры окрестили «силовым давлением», и этот термин, к сожалению, бытует до сих пор: его часто можно встретить в репортажах, газетных отчетах, подчас и в спортивной литературе. Комбинационный же стиль атаки армейцев не имеет ничего общего с «силовым давлением».
Они смелыми рейдами через порядки противника вырываются вперед, виртуозными и хитроумными финтами оставляют его за своей спиной и точными бросками поражают цель. Понятно, что такая тактика требует больше сил, но зато тут и больше шансов на победу.
Правда, на длинных дистанциях чемпионатов, трудных и подчас неудобных турниров бывает всякое. И команде ЦСКА порой приходится уходить в оборону, играть на контратаках. Она умеет менять тактику сообразно с обстановкой.
…14 мая 1967 года. Финальный матч на Кубок СССР. Встречаются ЦСКА и «Спартак». Для армейцев этот сезон был трудным – они уступили чемпионский титул. Но спортивное самолюбие не покинуло их.
– Уж если не сумели выиграть первенство страны, то Кубок ни за что не уступим, – поклялись ребята друг другу.
Но как это сделать? Спортсмены устали физически и морально. Играть, используя свои любимые тактические приемы, – можно и не выдержать. И вот тогда они решили провести матч в иной манере: жесткая оборона, разрушение атак и при малейшей возможности – контратака. В ходе матча экс-чемпион умело сбивал темп игры, подолгу держал шайбу, при каждом удобном случае делал замены. Спартаковцы в течение всех 60 минут так и не смогли приспособиться к манере игры армейцев и проглядели две молниеносные голевые контратаки звена А. Фирсова. Броски В. Викулова оказались неотразимыми. Команда ЦСКА в шестой раз стала обладательницей Кубка СССР.
Многообразие тактических вариантов игры обусловлено и тем, что в ЦСКА стараются приспособить тактику к хоккеистам, к их индивидуальным особенностям, стараются, чтобы тактические схемы не сковывали способности спортсменов, наиболее сильные стороны их мастерства и в то же время как бы отодвигали на задний план их слабости, недостатки. Там не под схему подбирают игроков, а индивидуальные особенности хоккеистов вызывают рождение того или иного тактического варианта игры.
И поэтому в ЦСКА все звенья играют в разном, присущем лишь им ключе. Одно из них, например, предпочитает широкие атаки, с большим количеством длинных и неожиданных передач. В другом – острота атак создается многочисленными индивидуальными проходами форвардов. Третья же смена действует напористо, дерзко, взламывая оборонительные порядки соперника своей богатырской силой, неуемной настырностью. Больше того, во встречах с различными противниками выполняют они и разные задачи; на главное направление выдвигается то одно, то другое звено. Какая-то пятерка имеет задачей добиться результата, другие – нейтрализовать главные силы соперника, не дать играть их ударному квинтету.
Нужно сказать, что и противники ЦСКА придерживаются такой же тактики. Они тоже стараются выключить аз игры ударное звено армейцев. Но это редко приносит им успех. ЦСКА всегда славился ровным составом. У армейцев нет ощутимой разницы, скажем, между первым и четвертым звеном нападающих, между первым и шестым защитником. Там и запасные игроки мало в чем уступают игрокам основного состава.
Вспоминается одна встреча команды ЦСКА с динамовцами столицы. Матч был принципиальным. Армейцы должны были реабилитировать себя за проигрыши команде «Динамо» в предыдущих двух турах. Игра с первых же секунд приобрела острый и напряженный характер. Пятерка Фирсова, которая в то время была сильнейшей в нашем хоккее, оказалась накрепко зажатой динамовцами. И вот тогда ударную роль взяло на себя сравнительно молодое, но уже достаточно опытное звено Петрова. Именно оно, выступая против агрессивной пятерки Юрзинова, сумело добиться решающего успеха, который затем был развит и остальными звеньями армейцев. Команда ЦСКА одержала блестящую победу.
Однако, когда речь идет о приспособлении тактики к игрокам, это вовсе не означает, что в ЦСКА не принимаются меры к совершенствованию манеры игры спортсменов, к устранению недостатков в их действиях. Но обучая спортсменов высокому мастерству игры, вырабатывая у них необходимые качества квалифицированных хоккеистов, там в то же время внимательно относятся к индивидуальным особенностям каждого игрока.
В чем же источник нового? Что это за двигатель непрерывного совершенства? Каков тот генератор, который постоянно заряжает армейцев передовыми идеями?
Односложно на эти вопросы не ответишь. Здесь действует множество различных факторов. Наиболее существенными из них, как показывает опыт, являются бережное отношение к наследию первых поколений хоккеистов, пытливое изучение отечественного и зарубежного опыта, терпеливое обобщение и собирание того, что делается отдельными спортсменами в порядке самодеятельности. В команде ЦСКА умеют отличать случайное от закономерного; у армейцев находится достаточно настойчивости и целеустремленности, чтобы не отказаться от своей идеи, если сразу она не приводит к успеху, и они не станут обольщаться какой-то нежизненной пустяковиной, если она и легко и эффектно получается.
Но самым главным среди всего этого было и остается самокритичное отношение к результатам своего труда, к своим успехам.
Во время ликования легко потерять голову, ослабить работу. И если этого не случается с ЦСКА, с ее тренерами и спортсменами, значит у них хватает самокритичности, самоанализа, духа соревнования с собой, желания и умения постоянно обгонять себя.
Если бы вам удалось побывать на разборах проведенных матчей, то вы немало бы удивились: вам бы показалось, что эта команда постоянно проигрывает. Даже после блестящих побед там нет хвалебных речей, комплиментов, поздравлений. Внимание коллектива сосредоточивается на неиспользованных возможностях, плохо выполненных комбинациях, на ошибках спортсменов, разговор идет вокруг того, что могли бы сделать, но не сделали. Хорошее, удачное принимается за норму, за само собой разумеющееся дело и о нем говорится лишь попутно, чтобы на его фоне оттенить тот или другой недостаток и путем такого сопоставления показать неудачнику, что и он должен и мог бы поступить иначе.