Футбол: сборная СССР - Есенин Константин Сергеевич (книги без регистрации бесплатно полностью .TXT) 📗
– Не думаете ли вы, что для сборной СССР нужны еще один-два контрольных матча с серьезными соперниками?
– О нет! Сейчас надо беречь нервную энергию игроков. Тактические варианты следует проверять в легких матчах, доставляющих футболистам удовольствие. Сборная Франции перед игрой со сборной СССР играла в Париже со слабой любительской командой. Забила 12 мячей и сохранила нервную энергию для последнего экзамена. Как видите, я и мои друзья считаем, что она выдержала этот экзамен, – закончил Этьенн.
Ну а в нашей сборной нападение и защита сами поставили себе отметки на табло Лужников. Нападение – 3. Защита – 3. Пожалуй, даже с большим минусом. Надо бы получше…»
Съезд лучших футбольных команд мира – всегда красочный фестиваль. Организаторы изощряются в оригинальности церемонии открытия. Крупнейшие политические деятели пользуются возможностью своим покровительством повысить собственную популярность. Проводится, бесконечное множество всевозможных лотерей и конкурсов на угадывание результатов. Во всех странах наступают «золотые дни» для содержателей тотализаторов. Задолго до чемпионата идет выбор его символа. Во всем этом нет ничего плохого. Но тут же популярная реклама заполняет витрины магазинов, символы приклеиваются, пришлепываются, приторочиваются к разной товарной дребедени, в спокойные дни не находящей спроса. Газеты и журналы зажигают и поддерживают огонь ажиотажа. Московский олимпийский Мишка был, наверное, ангелом среди своих символических «коллег» и, как подобает ангелу, улетел. Шумела на все лады и Англия-66.
Церемония открытия футбольного чемпионата мира продолжалась полтора часа. Лондон болел за земляков. Лондон был в центре внимания. Остальные группы первого этапа нашли пристанице в провинции.
Советские футболисты обосновались в Дарэме (близ Сандерленда, в свое время одного из крупных «футбольных «городов, команда которого в 30-е годы соперничала с «самим» «Арсеналом»). Вторым стадионом был «Эйрсом-Парк» в Мидлсбро. Впрочем, на нем наша команда провела только первый матч – со сборной КНДР.
Корейским футболистам было суждено произвести на VIII чемпионате мира настоящий фурор. В решающем матче группового турнира они встретились со сборной Италии. Италия в ту весну в контрольных матчах с довольно серьезными соперниками громила всех направо и налево. Меньше пяти мячей не забивала. И вот команда КНДР, которой заведомо отводилась роль аутсайдера, в драматической, напряженной борьбе вырывает победу-1:0, оставляя двукратного чемпиона мира за бортом четвертьфиналов.
Ошеломляющее впечатление оставило и начало четвертьфинального матча корейских футболистов с командой Португалии. Уже на первой минуте счет стал 1:0 в пользу КНДР. На 22-й и 24-й минутах он вырос до 3:0. Это была не то что сенсация – это был гром с ясного неба. Правда, футболистам из Кореи не удалось удержать преимущество. Как-никак на стороне португальцев играл популярнейший и талантливейший Эйсебио, мастерству которого аплодировала в течение чемпионата вся Англия. Команда КНДР в полуфинал не попала (3:5), но нервы фаворитам пощекотала.
12 июля об этих (предстоявших) событиях никто еще не знал, и победа со счетом 3:0 некоторым чересчур требовательным сторонникам нашей команды показалась слишком скромной, недостаточно убедительной. А сам матч сложился по немудреному сценарию. Полчаса разведывательных действий и «акклиматизации», а на 31-й минуте с подачи Банишевского гол забил Малофеев. Через 2 минуты после штрафного, пробитого Сабо, добил мяч головой в ворота Ли Чан Мюна Банишевский. Ну, и тот же Малофеев подвел итог-3:0.
Итальянцы выиграли в первой встрече у чилийцев – 2:0, но результатом остались недовольны.
Как и ожидалось (пока еще игра Италия-КНДР была впереди), главным матчем в группе стала встреча СССР – Италия. Она- получилась тяжелой для обеих команд. Обе еще загодя избрали тактическим планом атаку, и только атаку. В этих условиях судьбу матча решали надежность защиты и непреклонность нападения. Наша линия обороны (Шестернев, Хурцилава, Воронин, Сабо и др.) оказалась непреодолимой для эффектного, но несколько изощренного в тонкостях итальянского нападения, возглавлявшегося Маццолой. Левый крайний Паскутти, в свое время удаленный с поля в Москве за грубость, жаждал отмщения, и отмщения только самостоятельного, и выпал из игры… Нелегко было и нашей линии атаки, но выручил мощнейший удар Численко, после которого в итальянском лагере начались разброд, распри, капризы, и сборнаяСССР полностью овладела игрой. Большего, правда, добиться не удалось. Но и 1:0 тоже победа. Третий матч – со сборной Чили – для нас уже ничего не решал: при любом «раскладе» команда СССР выходила в четвертьфинал. Правда, лучше было бы все-таки быть первыми и принимать соперников в уже мал-мала обжитых условиях Сандерленда. Этот матч был доверен в основном игрокам, не участвовавшим в первых двух встречах. Они оказались на высоте положения, а Поркуяну, пребывавшему доселе в запасе, удалось сделать «дубль» – забить два мяча. Итог встречи – 2:1.
Четвертьфинальный матч с находившейся в тот год в отличной форме командой Венгрии должен был быть нелегким.
И все-таки наши футболисты его выиграли.
Но буду и на сей раз объективным: крайне неудачно сыграл вратарь венгров Геллеи. Уже на 5-й минуте он в безобидной ситуации отпустил мяч после несильного удара Малофеева, и Численко открыл счет. Второй гол забил «выдвиженец» Поркуян, приняв головой штрафной удар, выполненный Хусаиновым. И снова мяч, как говорят, брался, но… Геллеи замешкался, растерялся и бросился поздно. Вначале венгерская команда сникла. Но когда Бене сделал счет 1:2, на наши ворота обрушился шквал атак. Голевых моментов было по меньшей мере с дюжину, из них добрая половина – «стопроцентных». И вновь защита, и в первую очередь Яшин с Шестерневым, отстояла ворота от исступленного штурма противника.
Впервые за все время наша сборная преодолела коварный барьер четвертьфиналов мировых первенств, впервые вышла в полуфинал и обеспечила себе как минимум бронзовые награды. Несведущие могут спросить: «Почему бронзовые? Ведь «бронза» дается за третье место…» Здесь нет ошибки. Вспомним: во многих видах спорта (в ряде игровых, в боксе) в случае равенства результатов обоим проигравшим полуфиналистам или занявшим 3-4-е места выдают «на равных» бронзовые награды.
Всемирные футбольные форумы высшего уровня проводятся раз в четыре года. Вот и решила в свое время ФИФА за первое место выдавать медали из чистого золота, за второе – позолоченные, за третье – серебряные, а четвертому полуфиналисту – бронзовые. Так что «бронза» на таком престижном соревновании – не откидное место у пьедестала почета, как когда-то «в сердцах «изобразил на своей обложке наш уважаемый са-тирический журнал «Крокодил», а полновесная награда, которой были довольны в разные времена сборные ФРГ, Бразилии, Италии и Югославии, не говоря уже об Уругвае.
В год наивысшего достижения на чемпионатах мира (четвертое место и бронзовые награды). Тренер – Н. П. Морозов
Полуфинал был очень трудным. В соперники нашей команде попала сборная ФРГ. В ней играли Беккенбауэр (тогда еще совсем молодой, но мгновенно признанный 1 большой величиной мирового футбола), великолепный форвард Зеелер, такие «звезды», как Шнеллингер, Ове-рат, Халлер. Да что говорить, эту команду еле-еле одолели в финале хозяева чемпионата – англичане.
На 43-й минуте Халлеру удался удар, какие удаются раз в 2-3 года. Тут же за невыдержанность был справедливо удален Численко. Ну а Йожефа Сабо, зная резкий характер его игры, немцы «убрали» сами в одной из свалок в самом начале. Сабо, правда, с поля не ушел (замены тогда не разрешались), но на второй тайм команда вышла вдесятером, а точнее – вдевятером. И все-таки дала бой вице-чемпионам!
Еще раз удача оказалась на стороне команды ФРГ. Беккенбауэр уловил момент, когда Яшин был закрыт игроками, и дальним ударом забил второй мяч. Наверное, этот гол сослужил роль катализатора в карьере Беккенбауэра, но для нас это уже было 0:2. И все-таки сборная СССР пошла на штурм. Штурм состоялся, но времени оставалось уже маловато, да и потери, несомненно, сказывались. Паркуян забил свой четвертый гол в чемпионате, а на большее не хватило ни времени, ни сил.