Русский кулачный бой - Шатунов Максим Валентинович (читаем книги бесплатно .txt) 📗
Европа периода XI–XV веков подарила мировой воинской культуре феномен рыцарства2 . Символично, что становление рыцаря происходило в три этапа, каждый из которых длился по семь лет. По достижении двадцати одного года соискатели проходили обряд посвящения в рыцари. Как тут не вспомнить легендарных спартанцев, обучение которых тоже проходило в три этапа, а по достижении двадцати лет следовал экзамен — знаменитая крипития.
Последним этапом посвящения в рыцари была торжественная клятва, представлявшая не что иное, как моральный кодекс рыцарства. Предлагаю его вашему вниманию:
1. Чтить Бога и сражаться за веру.
2. Верно служить своему государю и храбро сражаться за него.
3. Защищать слабых, вдов, сирот, благородных девиц, во имя их жертвуя собой.
4. Никого не обижать, не захватывать чужого имущества и вступать в бой с теми, кто это делает.
5. Руководствоваться только славой и добродетелью, а не выгодой, барышом, наградой, корыстью.
6. Воевать только за общественное благо.
7. Уважать честь, чин и войсковое товарищество, не стремясь к превосходству над боевыми товарищами.
8. Не сражаться в сопровождении других против одного.
9. Не пускать в ход острие меча в турнирах или других битвах для забавы.
10. Соблюдать все правила, существующие для военнопленного в случае пленения.
11. Быть верным своим боевым товарищам и блюсти их честь даже в их отсутствие.
12. При странствиях не искать легких путей, не уклоняться от боя.
13. Никогда не брать ни пенсии, ни жалованья от иностранного государя.
14. Командуя полицией, сделать все, чтобы в стране был порядок и дисциплина и не проявлялось насилие.
15. Защищать при сопровождении даму или благородную девицу, быть готовым умереть за нее.
16. Никогда не допускать насилия над дамой или благородной девицей без их воли и согласия, даже если завоевал их оружием.
17. Всегда быть готовым принять вызов на равный бой.
18. Всегда держать свое слово или обещание.
19. Всегда говорить только правду, даже если она не выгодна.
20. Всегда быть верным, вежливым и скромным.
Не стоит думать, что рыцарская мораль — это недостижимый нравственный идеал. С понятиями рыцарской чести воспитывалось, жило и умирало не одно поколение воинов в самых разных странах Европы.
В двадцати заповедях рыцарского кодекса поведения отразились моральные качества, наиболее ценимые в тогдашних европейских государствах. Сказалось и влияние христианства, пронизавшего все сферы общественной морали и оказавшего сильное воздействие на воинскую мораль. Например, древний обряд поклонения воинов мечу был преобразован в обряд моления, в котором меч символизировал крест, кстати, тоже взятый христианами из языческого символизма Европы.
Из обращения к историческим свидетельствам можно сделать вывод, что на протяжении всей истории развития цивилизаций воинская нравственность была подчинена господствующей идеологии. Таким образом, чисто воинские моральные установки были подчинены главным идеологическим постулатам. Воинская мораль оказывалась вторичной во всех случаях, кроме одного. Существует единственный тип государственного управления, в котором воинская мораль является главной и самодостаточной, подчиняющей себе все другие типы морали общества — это военная демократия, характерная для Северной и Западной Европы, и военная сословная диктатура, характерная для Ближнего и Дальнего Востока.
Однако, если над воинством Европы довлело христианство, то над воинством Востока — буддизм. Тем не менее на Востоке огромное влияние на идеологию и нравственность общества имели автохтонные культы. Например, даосизм в Китае и синтоизм в Японии. Так, в Стране восходящего солнца целых двести лет правило сословие воинов, известных в самой Японии как самураи, а в сопредельном Китае как буси. Вот от этого китаезированного термина и ведет свое название самурайский кодекс чести Бусидо, что в буквальном переводе означает Путь самурая.
Кодекс чести самурая во многом сходен с рыцарским кодексом чести, в целом его можно свести к следующим установкам:
I. Верность — понятие, вмещающее три принципа: верность государю и любовь к отечеству; любовь к родителям и привязанность к братьям; усердие и ответственность.
II. Вежливость также понимается через три принципа: уважение и любовь; скромность; утонченность.
III. Мужество, включающее четыре принципа: храбрость; твердость и хладнокровие; терпеливость и выносливость; находчивость.
IV. Суть нравственности самурая соответствует духу нигилизма и фатализма, которым проникнута мораль ортодоксального буддизма, ее можно выразить в нескольких фразах, составленных в качестве комментариев к Бусидо. "Бусидо — Путь воина — означает смерть; когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Путь самурая есть одержимость смертью".
Несмотря на сходство установок, а также существующие фундаментальные различия, связанные с национальными и религиозными особенностями, бросается в глаза одна главная особенность, объединяющая рыцарей и самураев.
Особенность эта выражается в том, что нравственные установки подчинены внешней организующей идее. Для рыцарства эту идею сформулировали христианские клерикалы, превратив военное сословие Европы в орудие войны за веру; в свою очередь, с подачи буддистских проповедников, для самураев тоже была сформулирована идея смерти, заставляющая беспрекословно подчиняться господину и умирать за его интересы.
Воинская идеология в этих сословиях стала придатком государственной идеологии, а само воинство превратилось в орудие в чужих руках. Получилось, что воинство утратило не только целостное представление о своей организующей идее, но и позабыло свою исконную систему нравственных ориентиров. Все это привело к тому, что воинство перестало быть организующей социальной силой, так как лишилось претензий на государственное управление.
Рыцарство погибло как явление даже не после битвы при Куртре, состоявшейся в 1302 году, в которой простолюдинами было убито рекордное число рыцарей. Оно погибло тогда, когда разложилось морально, перестав понимать, что, кроме денег, титулов и политической власти, в жизни воина существуют еще воинская честь, достоинство и долг.
Вы спросите, что же тогда погубило самураев? Отвечу. Они почти уничтожили себя физически, выбив свой собственный генофонд. А к чему еще, по-вашему, может привести идея смерти? Каждый самурай хотел не победить, а умереть, в результате вымерло все сословие.
Что же может выступать гарантом сохранности самого воинского сообщества? В первую очередь, строгие нравственные нормы, которые, кроме всего прочего, должны соответствовать идее ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЖИВАНИЯ, а уж никак не идеям религиозного фанатизма или смерти. При этом, обеспечивая выживание рода, воин совершенно необязательно должен выжить сам, но также необязательно должен воин умирать при выполнении своего долга.
"ВОЕВАТЬ ЗА РОД И ОТЕЧЕСТВО" — ВОТ в чем состоит суть воинского долга. Это наиболее общее нравственное требование органически близко любой воинской личности. Таким образом, задача личности полностью совпадает с потребностями общества и государства. На этом фундаментальном качественном соотношении личной потребности и общественной необходимости строится любая здоровая, сбалансированная нравственная система.
Нравственная система является результатом работы морального сознания. Именно моральное сознание продуцирует специфические моральные нормы. Любой кодекс чести воспринимается сознанием воина не иначе, как нравственный закон, и сознание воспроизводит нормы подобных кодексов как нормы поведения. Нравственная культура личности воина — не что иное, как степень восприятия норм нравственного сознания и общей культуры воинского общества.
Общая культура нужна воину именно для того, чтобы не становиться чьим бы то ни было бездушным и бесчувственным орудием.
Воинское воспитание в самых разных культурах всегда подразумевало следующие обязательные составляющие: культура поведения; нравственная культура; культура мышления; культура движения; культура владения оружием; обрядовая или религиозная культура; политическая культура; культура самовыражения (поэзия, живопись, музыка).