Проблема 2033 - Пономаренко Валентин (книги регистрация онлайн бесплатно .txt) 📗
За последние 100 лет среднегодовая глобальная температура выросла на 0.5 °C. После 1980 г. расположились 7 самых жарких из 140 лет. На северо-востоке Онтарио средняя температура воздуха за 40 лет выросла на 2 °C. В Канаде с 1976 г. площадь сгоревших лесов в 6 раз больше величины, рассчитанной с учетом тенденций предыдущих 100 лет. Увеличивается частота пожаров в России, Канаде, на Аляске и Швеции.
В 1987 г. севернее Амура только в одном пожаре сгорело более 10 млн. га леса. Это был один из самых больших пожаров, отмеченных в истории, и причиной его была погода.
В 1988 г. в Большом Йеллоустоне возникло 249 пожаров, вдвое больше обычного. Более 50 из них сопровождались штормовыми ветрами и вихрями. Почти половина леса в Йеллоустонском Национальном парке была обожжена или охвачена пламенем. Было утрачено 10 млн. деревьев. Этот пожар также был вызван не людьми, а погодой.
В 1989 г. в Канаде, провинция Манитоба, произошло 1140 пожаров, в 6 раз больше обычного. Полоса пожаров протянулась в северном направлении на 800 км. К концу года, с учетом пожаров в других провинциях, было уничтожено более 6.4 млн. га леса. Причиной наибольшего в истории Канады пожара была погода.
Аналогичная огненная феерия состоялась и 1990-х гг. в Монголии, Канаде и в других странах.
Россия: пожары в Сибири, Подмосковье и поблизости от Санкт-Петербурга; всего в течение 1992 г. было около 19 000 пожаров; лесной пожар вызвал взрыв крупнейшего склада боеприпасов в районе Владивостока; горели и загрязненные леса в районе Чернобыля, — радиоактивный дым окутал часть территории Беларуси.
США: лесные пожары охватили Калифорнию, Неваду, Айдахо, Орегон и Юта. Когда обнаружилась угроза работе 10 атомных электростанций, используемых ВВС США, общественность потребовала закрытия установок. Потери, вызванные пожарами только поблизости от Лос-Анджелеса, оцениваются в $950 млн.
Еще одна потенциальная опасность связана с тем, что леса накапливают дополнительный углерод, выбрасываемый в атмосферу в виде CO2 при сжигании ископаемого топлива. За время с 1860 по 1988 г. пополнение углерода составило 200 млрд. т. В случае дестабилизации глобальной экосистемы может сработать колоссальная рукотворная «пороховая бочка», ускоряя парниковый эффект. Только в процессе вырубки лесов с 1850 по 1990-й гг. в атмосферу уже выброшено около 120 млрд. т. углерода.
Уголь
В 1543 г., в соответствии с записями летописца Холиншеда при дворе Елизаветы I Тюдор, была получена первая отливка из железа, когда-либо выполненная в Англии. Елизавета неуклонно вела курс на самообеспечение страны многими другими производствами: добыча соли, выплавка меди, изготовление стекла и т. д. Все это требовало огромных количеств древесного угля и, как следствие, привело к практически полному уничтожению лесов в Англии, а затем и в Ирландии. Хотя ископаемый уголь был грязный и с неприятным запахом, дефицит леса вынудил перейти на использование угля. Уже к 1600 г. Лондон и почти все приморские города перешли на уголь, потому что ле?са практически не осталось.
Дальнейшие успехи в добыче угля и выплавке стали к концу 18 в. позволили осуществить то, что было названо Промышленной революцией.
С 1550 г. по 1820 г. население Франции, Испании, Германии, Италии и Нидерландов увеличилось на 50—80 %; прирост населения Англии за тот же период составил 280 %, однако по численности Англия все еще оставалась малой страной, уступая Франции, Германии или Италии. Тем не менее, в 1800 г. в Англии было добыто 15 млн. т. угля, в то время как добыча во всей континентальной Европе не превысила 3 млн. т.
Теплотворная способность угля в два раза выше, чем у сухих дров, а его запасы оказались намного больше лесных ресурсов. Промышленная революция шагнула в Европу; по всем странам побежали паровозы, строились пароходы, развивались совершенно новые отрасли промышленности.
Население Европы в течение 19-го века выросло со 187 млн. до 400 млн., увеличив свое присутствие в мире с 21 % всего лишь до 25 %, однако за это время произошло явление, впоследствии качественно изменившее мир: 35 миллионов эмигрантов из Европы и их наследники составили большую, а иногда доминирующую часть населения в других частях света: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие регионы Латинской Америки. Повсюду поселенцы явились проводниками добычи и применения угля. За короткое время (с 1865 по 1880 гг.) уголь стал основным источником энергии в США, достигнув пика своего потребления в 1910 г. В том же году был отмечен пик роста населения Штатов.
Если исходить из нынешних темпов добычи и потребления, запасов угля должно хватить примерно на 100 лет. Ускоренный рост населения и постоянно увеличивающееся потребление нефти и газа потребуют увеличения добычи угля. Уже к 2010 г. его доля может вырасти до 40 %, а это, естественно, приблизит срок его исчерпания.
При добыче топлива любого вида наступает критический момент, после которого на извлечение топлива понадобится затрачивать больше энергии, чем ее содержится в добываемом топливе. Дальнейшая добыча теряет смысл, даже если объем залежей остается большим. Для угля это особенно актуально, т. к. уже сейчас приходится разрабатывать слои на глубине более 1000 м. Кроме того, все чаще приходится работать с маломощными и крутопадающими слоями.
Еще одна особенность заключается в том, что угольная промышленность со всей ее инфраструктурой не является самодостаточной. Ей тоже нужна нефть, вклад которой в добычу угля составляет от 40 % до 50 %: уголь развозят электровозы, тепловозы и грузовые автомобили; электростанции работают на мазуте и т. д. Возврат к паровозам, если он вообще возможен, резко увеличит накладные расходы из-за малого коэффициента полезного действия. Т. о., исчерпание нефти будет означать остановку угольной промышленности, даже если в недрах Земли уголь еще останется.
Нефть и газ
Сжигать нефть — то же, что топить печь ассигнациями.
Стартовые условия для развития экономики США были великолепны: только в Оклахоме нефти было больше, чем в Германии или Японии. Калифорния располагала запасами, большими, чем в Германии, Японии, Франции, Испании, Дании, Швеции, Финляндии и Италии, вместе взятых. США имели нефти в 20 раз больше, чем Индия, в 16 раз больше, чем Бразилия, в 3 раза больше, чем Китай. С 1859 по 1939 гг. на США приходилось 2/3 мировой добычи нефти.
До русско-японской войны лидерство США было еще не очевидным. На мировую арену очень уверенно выходила Россия (количество добытой нефти указано в тоннах):
Первая мировая война устранила опасного конкурента.
Во второй мировой войне, после того как Япония, остро испытывающая нехватку нефти, в порыве отчаяния атаковала Пирл Харбор, а Гитлер не смог захватить нефтепромыслы Баку, США выступили триумфаторами. До 1950 г. они производили половину мирового объема нефти. Через 48 лет они уже не добывали половины того, что требуется для собственных потребностей.
Пик разведанных запасов нефти и газа произошел в начале 1960-х, а пик добычи собственной нефти оказался пройденным в 1971 г. В настоящее время происходит добыча остатков нефти как в самих США, так и во всем мире.
Крошечный Кувейт (его территория меньше, чем Нью-Джерси), ради которого США затеяли «бурю в пустыне», стоил такой операции: его запасы нефти втрое превышают запасы всех североамериканских штатов.
Лик наступающей нищеты непригляден. В Пенсильвании 19 000 скважин дают 6900 баррелей нефти в день. Саудовская Аравия с помощью 1400 скважин выкачивает в 1100 раз больше. В районе Гхавар добыча одного барреля нефти обходится всего в $1.
В Техасе исчерпано 80 % запасов нефти.