КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) - Стригин Евгений Михайлович (хорошие книги бесплатные полностью txt) 📗
«Анализируя причины общественных смут, пытаясь постичь тайные пружины нестроений, терзающих русский народ, необходимо, прежде всего, уяснить, что корень всяческих бед человеческих — гнев и его производные: гордыня и тщеславие, сребролюбие и властолюбие, гнев и похоть …». («Наш современник», N 4, 1996, с.92).
Предисловие к третьей книге
1. В третьей книге речь идёт о событиях 1995-1996 годов, когда прошли первые выборы главы самостоятельного российского государства, когда разгорелся самый крупный конфликт среди окружения президента страны, когда окончилась «первая чеченская война» времён «царя Бориса», чтобы начаться «второй чеченской войне» уже при его приёмнике.
Казалось, что после катастрофического 1991 года и трагического 1993 года, после принятия в декабре 1993 года новой Конституции наступит конец смутного времени в нашем Отечестве. И он вроде бы стал приближаться, но отголоски ранее произошедшего, словно выпушенные из ящика Пандоры, продолжали делать своё дело. Смутное время практически продолжалось, страна должны была решать проблему Чечни и много других ещё более сложных проблем, которые так и оставались нерешёнными.
Все это налагалось на гримасы демократии, наступил период больших выборов (сначала в Государственную Думу, а затем и Президента РФ). В угоду сиюминутным интересам выборов осуществляли свою деятельность все ведущие политики, лился поток слов, чтобы одурачить избирателей, и тем самым, удержаться одним и получить власть другим. Предавали верных друзей и продавали «верных» союзников. Было все, кроме того, что нужно для самой страны и её народа. В окружении президента РФ произошёл ещё один переворот, имеющий на этот раз гораздо большее значение, усилившееся тем, что происходило это на фоне серьёзного ослабления здоровья президента.
Следует также указать, что в третьей книге рассматривается Федеральный закон о ФСБ РФ с элементами комментария к нему, размещёнными в основном в концевых сносках.
2. Версия 1.1. — первая электронная версия настоящей книги и исправления ещё будут производиться. Текст книги будет уточняться и корректироваться. Электронная форма книги позволяет делать это постоянно.
Третья книга, хотя и является продолжением, все же вполне самостоятельное произведение, кото рое можно читать, даже не ознакомившись с первыми двумя.
В состав серии книг войдут книги «От КГБ СССР до МБ РФ», «От МБ РФ до ФСБ РФ», «ФСБ при Барсукове», «ФСБ при Ковалёве», «ФСБ при Путине» и «ФСБ при Патрушеве».
ГЛАВА XII. Федеральная служба безопасности
12.1. Почему решили создавать Федеральную службу безопасности?
12.1.1. Наследникам КГБ было не привыкать к реформам. «Появилась даже расхожая фраза: „Реформы „Лубянки“ стали любимым занятием Кремля после тенниса“. [5] И это действительно так, теннисом Борис Николаевич занимался гораздо больше, чем реформами госбезопасности. Но и о реформах ведомства, пришедшего на смену КГБ, не забывал.
«Как правило, — писал В. Рыкунов, — реформирование какого-либо органа осуществляется в целях повышения эффективности. Но реформирование Комитета государственной безопасности, который, по оценкам западных экспертов, был самой мощной спецслужбой в мире, было проведено в политических целях. По мнению идеологов этого реформирования, с упразднением КГБ перестал существовать последний оплот старой политической системы. В этой связи, по-видимому, средства массовой информации как России, так и Запада писали не о реформировании спецслужбы, а о разрушении монстра, под которым подразумевалась самая мощная спецслужба в мире. И были понятны нотки удовлетворения и даже радости, которые звучали в западных публикациях по этому поводу, так как эти поспешно принятые организационные меры в значительной степени ослабляли Российское государство. Но удивляло и настораживало, когда такие же нотки звучали в публикациях российских граждан в российских средствах массовой информации». [6]
Вот уж действительно удивительно. Но руководство страны не насторожилось. Первым делом у него были не самолёты, а борьба за власть, ну а государственная безопасности как девушка, оставалась на потом.
«Что с ними горемычными, за последние четыре года только не делали! Сливали и делили, переаттестовывали и переименовывали, ограничивали функции и расширяли. А чего стоит пёстрый калейдоскоп сменяющих друг друга начальников? Пожалуй, не сыщется в России другого такого ведомства, с которым Кремлю поступал бы столь потребительски : то оно — символ тоталитаризма, то — опора демократии». [7]
Бесследно это все не проходило. «…В силу различных мотивов органы покидали не только опытные кадры, но и носители невосполнимых знаний и опыта в области теории и практики разведывательной, оперативно-розыскной, оперативно-следственной и аналитической работы.
На наших глазах рушились школа, основные принципы деятельности, рвалась нить преемственности не только профессионального, но и духовного свойства, а это, согласитесь такие категории, которые и за десятки лет не восстановить. Проведя целую череду реорганизаций, расчленив единый организм, власть одновременно не смогла ничего предложить для организации эффективного руководства и действенного контроля за деятельностью более мелких, зачастую конкурирующих, разрозненных структур. Таким образом, была серьёзно подорвана отлаженная годами оптимальная система сбора, обработки и анализа информации, важнейшего условия для принятия управленческих решений на государственном уровне». [8] Подрывалось культивируемая при Андропове идея служение государственным интересам, потому как после 1991 года никакой идеи не было, а попытки объявить её долгое время оставались просто нечего не значащими декларациями.
«Просуществовавшая сравнительно недолгий срок и не снискавшая какой-либо горячей любви или жгучей ненависти Федеральная служба контрразведки приказала долго жить». [9]
После первых провалов «первой чеченской войны» стало очевидным, что нужно создавать новую спецслужбу, Федеральная служба контрразведки РФ оказалась малоэффективным ведомством. Недобрыми словами вспоминали, как уже было принято (этакая постперестроечная традиция, козёл отпущения того времени), господина Бакатина : «…Первым, кто вбил осиновый кол в столь нужную государству структуру, стал Вадим Бакатин, выдавший столько секретов, сколько ЦРУ не собрало бы за целое столетие, разваливший фактически агентурную сеть…
Бакат и н и ему подобные своё дело сделали и сейчас могут радостно потирать руки, глядя на беспомощные действия спецслужб». [10]
Нашли козла отпущения, словно он единственный во все только и был виноват. Это он развалил, мы не причём! Словно за пару месяцев своего руководства над КГБ СССР Ба к ат и н только и делал, что разваливал. А все остальные делали что? А уж о том, что этого развальщика назначили совместно два президента, один из которых был пока ещё действующим, предпочитали не говорить. [11]
Развалили, развалили и поняли, что поторопились. Маятник пошёл в другую сторону. «В нашей стране традиционно службы безопасности либо восхвалялись, и им пели дифирамбы, либо их поливали грязью». [12]
Время поливания грязью стало проходить. Впервые за пять лет спецслужбу попытались не ослабить, а усилить. Полковник ФСБ Сергей Горленко написал: «…Нужна ли государству сильная спецслужба. В сложившейся в стране за последнее время обстановке ответ представляется абсолютно однозначным: да, нужна». [13]
5
Яровой А.Ф., «Прощай, КГБ», М., «Олма-пресс», 2001, с.285.
6
Из компакт-диска «Современная политическая Россия», под общ. ред. А.И. Подберезкина, 2002 год.
7
«Комсомольская правда», 22.07.95, с.1.
8
«Правда», 20.07.95, с.3.
9
«Новое время»,N 15, 1995, с.5.
10
«Российская газета», 23.06.95, с.2.
11
См. пункт 2.4.4. первой книги.
12
«КГБ: вчера, сегодня, завтра», М., «Гласность», 1996, с. 46.
13
«Новости разведки и контрразведки»,N 7-8, 1995, с.4.