Однажды… - Журнал Техника-молодежи (читать книги бесплатно полностью txt) 📗
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Однажды… - Журнал Техника-молодежи (читать книги бесплатно полностью txt) 📗 краткое содержание
Однажды… читать онлайн бесплатно
ОДНАЖДЫ…
ОТВЕТ ФАРАДЕЯ
Беседуя с М. Фарадеем, один английский государственный деятель спросил великого физика:
— Как вы думаете, можно ли будет извлечь пользу из электричества?
— Через несколько лет вы будете облагать электричество налогом, — улыбнувшись, ответил Фарадей.
МОНФЕРРАН ПОТОРОПИЛСЯ
В начале XIX века на Пюторлакской каменоломне грузили на баржу для отправки в Петербург огромную гранитную колонну, которая стоит теперь перед Зимним дворцом. Между берегом и баржей был устроен настил из бревен. Когда колонну начали перекатывать по настилу, бревна не выдержали и надломились. Колонна оказалась ниже уровня палубы баржи.
Архитектор Монферран, руководивший погрузкой, помчался в Петербург докладывать, что отправка колонны задержится. Велико же было удивление архитектора, когда на обратном пути он под самым Петербургом встретил баржу, на палубе которой преспокойно лежала колонна. Подрядчик В. А. Яковлев догадался, как поднять ее на баржу. На концы бревен, поднявшиеся над берегом, были положены тяжести. Бревна, использованные как рычаги, приподняли колонну, и она перекатилась на палубу.
ПОДАРОК УЧЕНОГО
Много лет тому назад в контору одного английского пароходства вошел незнакомый человек и стал рассматривать модель парохода. Затем он подошел к владельцу пароходства и сказал:
— Когда введете ваш пароход в док для окраски, велите обрезать лопасти винта на 8–9 дюймов — от этого ваш пароход пойдет быстрее.
Владелец пароходства, наведя справку, узнал, что у него был известный кораблестроитель А. Н. Крылов. Указание ученого было выполнено. Пароход вместо 7 узлов стал развивать 9,5 узла!
Найдя Крылова, владелец пароходства выразил ему свое восхищение.
— Я тридцать два года читаю «Теорию кораблестроения» в Морской академии в России, — ответил ученый.
ЧУДО СПИРИТИЗМА
Однажды в гости к Д. И. Менделееву пришел изобретатель Осип Ливчак. В это время в гостиной шел разговор о заезжих «спиритах», выполняющих то, что считается невозможным, например завязывание узлов на веревке, оба конца которой запечатаны.
— Это несложно, — сказал Ливчак. — Я хоть и не спирит, но берусь проделать подобное.
Ему вручили запечатанный пакет, внутри которого были закреплены концы шнурка. На пакете расписались ученые — Менделеев, Сеченов, художники — Крамской, Максимов и другие гости.
На следующий день Ливчак вернул пакет с неповрежденными печатями. На шнурке было четыре узла.
— Как же удалось вам это сделать? — спросил Дмитрий Иванович.
— Очень просто, — сказал Ливчак, — Я осторожно раскрутил шнур на волоконца, разнял его, завязал узлы, а потом скрутил шнур обратно.
ДИССЕРТАЦИЯ ЛЕ-РУА
И теперь случается иногда, что научные диссертации далеки от жизни, посвящены каким-либо надуманным «проблемам». Прообразом таких диссертантов можно считать «исследование» академика Ле-Руа, который в XVIII веке представил диссертацию на тему «О надписи на могиле Адама, предполагаемой на острове Цейлоне».
КАК СТРОЯТСЯ МИНАРЕТЫ
Однажды богатый иностранец обратил внимание на великолепные произведения строительной техники Востока: высокие башни — минареты.
— Как это вы ухитряетесь строить такие высокие башни? — обратился он к прохожему.
— О достопочтенный иноземец! — был ответ. — Мы делаем это очень просто: выкапываем узкий, глубокий колодец, а потом выворачиваем его наизнанку.
ПОТЕРЯННАЯ ИДЕЯ
«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», — говорит народная мудрость. Справедливость ее может подтвердить случай с ткацким мастером Томсоном, работавшим в Москве в начале текущего века.
Этот мастер долго искал способ устранить шум ткацких станков. Наконец однажды вечером у него появилась идея, как это сделать. Обрадованный изобретатель лег спать, решив с утра разрабатывать конструкцию. Каково же было его горе, когда, проснувшись утром, он убедился, что бесповоротно забыл, что он изобрел!
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ГЁТЕ
Поэты не раз воспевали технику, но все больше паровозы, ракеты и другие крупные вещи. А Гёте однажды, устав снимать нагар с сальной свечи (это делали особыми щипцами), написал изобретателям:
Технический заказ великого поэта удалось осуществить лишь спустя полвека. Были изобретены стеариновые свечи с крученым фитилем, который, сгибаясь, попадает в наиболее горячую часть пламени и здесь сгорает без остатка.
ПАТЕНТ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО
Когда Луи Пастер открыл способ обработки продуктов нагреванием при определенном режиме (пастеризацию), он поспешил запатентовать этот способ. Однако, получив патент, Пастер тотчас же предложил всем желающим бесплатно пользоваться новым способом. Друзья спросили его:
— Зачем же вы брали патент, если сами не желаете им пользоваться?
На это Пастер ответил:
— Я не хотел, чтобы это сделал раньше меня кто-нибудь другой для собственной выгоды.
ОТКРЫТИЕ
Однажды знаменитый химии Дэви получил по почте от безвестного переплетчика запись своих лекций по химии в прекрасном переплете. Восхищенный ясностью и точностью изложения, Дэви отыскал талантливого переплетчика и пригласил его работать вместе. Фамилия переплетчика была Фарадей. Впоследствии Дэви говорил:
— Самым великим моим научным открытием было то, что я открыл Фарадея!
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Однажды великий изобретатель Иван Кулибин был спешно вызван в Петропавловскую крепость. Ночью прошла буря, и наутро комендант крепости с ужасом обнаружил, что знаменитый шпиль крепости погнулся. Архитектор Кваренги, осмотрев шпиль, не сказал ничего определенного.
Несмотря на свои преклонные годы, Кулибин взобрался на шпиль, потом попросил провести его в комендатуру, поглядел еще раз на шпиль из дверей комендатуры и сказал коменданту;
— Не бойся, батюшка, шпиль-то прямой!
— Да ты погляди как следует, — возмутился комендант. — Вот через дверь ясно видно, что он скривился.
— Это дверь кривая, — сказал Кулибин, — она покосилась после бури.
СОВЕТ РЕЗЕРФОРДА
Однажды знаменитому английскому физику Резерфорду сказали, что один из его сотрудников занимается явно неразрешимой проблемой.
— Это ничего, — ответил ученый. — Ведь главное, что он сам поставил ее перед собой. А пока он убедится в ее неразрешимости, он бесспорно откроет немало дельных вещей.
Сотрудникам же, говорившим Резерфорду, что они не знают, чем им заняться, ученый советовал поступить чиновником на почту или открыть мелочную лавочку.
— Таким людям, которые, занимаясь наукой, не нашли в ней для себя ничего любимого, делать в науке нечего, — говорил Резерфорд.
КНЯЗЬ ЛИВЕН ТЕРЯЕТ ДАР РЕЧИ
Однажды Климент Аркадьевич Тимирязев встретился на улице со своим старинным противником князем Ливеном, с которым он когда-то, будучи профессором Петровской академии, вступал нередко в спор. (Тимирязев, в частности, воевал с Ливеном и другими реакционерами из Совета академии, горячо протестуя против исключения из академии группы передовых студентов, среди которых был будущий писатель Короленко.)