Записки следователя (Документально-художественное издание) - Кучумов Анатолий Георгиевич
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Записки следователя (Документально-художественное издание) - Кучумов Анатолий Георгиевич краткое содержание
В книгу вошли рассказы о совместной работе следователей, сыщиков, экспертов и других сотрудников милиции по раскрытию совершённых преступлений, о службе в экстремальных условиях по защите нашего Отечества.
Записки следователя (Документально-художественное издание) читать онлайн бесплатно
Анатолий Кучумов
ЗАПИСКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Документально-художественное издание
От автора книги
Моё поколение, опалённое войной, познало голод, холод, нищету и безотцовщину. Мы рано становились самостоятельными, рано начинали трудиться. После пятого класса в летние каникулы работал с путейцами на ремонте железной дороги, а в зимние и весенние каникулы в леспромхозе «дружбой-2» пилили дрова для локомобиля.
После окончания Малиновской семилетней школы в Томском районе (ранее был Туганский) учился два года в ремесленном училище № 5 в городе Томске, где получил специальность автослесаря. По окончании училища работал в геологоразведочной экспедиции, где приобрёл специальность бурового мастера колонкового бурения и почти три года отработал сменным мастером на буровой вышке.
Мы были молоды, полны энтузиазма и пели песню тогда «Крепись, геолог, держись, геолог, ты ветру и солнцу брат». Экспедиция вела поиски редкоземельных металлов, было открыто Туганское месторождение залежей титана. В дальнейшем большая группа геологов и буровиков была удостоена правительственных наград: орденов и медалей. В том числе и мне вручили медаль «За освоение недр Западной Сибири».
Три года служил на Дальнем Востоке в бригаде подводных лодок. Ещё в экспедиции окончил курсы и получил права шофёра-профессионала. Это определило мою службу водителем. Подвозил к субмарине «галеты, котлеты, торпеды и ракеты». Исколесил дороги от Находки до Хасана. Пели мы тогда песню «А дорога серою лентою вьётся, залито дождём ветровое стекло».
Работа в экспедиции воспитала во мне чувство ответственности за порученное дело, умение организовать работу смены.
В армии сделал оценку пройденного пути и наметил для себя цель — обязательно получить высшее образование. С разрешения командования части стал учиться в Дунайской средней школе рабочей молодёжи, где в основном учились военнослужащие. О трудностях, сочетании службы и учёбы не пишу. Была поставлена цель — должен был преодолевать все трудности. Закончил восьмой, девятый классы и начал учиться в десятом. В связи с Карибским кризисом демобилизовался в конце декабря. Приехал в село Малиновка к маме. Работал слесарем в Туганской сельхозтехнике и продолжал учёбу заочно в Малиновской средней школе. Задача, поставленная мною, в этот период — обязательно получить юридическое образование.
Получив аттестат, поступил учиться в Омскую высшую школу МВД СССР (в настоящее время Академия МВД РФ). Учился с большим желанием и стремлением получить специальность «Правоведение». Курсантами мы пели тогда песню «Старшина милиции задержал гражданку». Окончил Высшую школу с отличием. На четвёртом курсе определился: буду работать следователем. Моё желание было удовлетворено. Практическую деятельность начал следователем Зырянского отдела внутренних дел. Расследовать приходилось все категории уголовных дел (кражи, хулиганство, грабежи, ДТП, пожары и т. д.).
В этот период начальником Управления внутренних дел области был генерал-майор милиции В.М. Пахаев. Он особо опекал выпускников Высшей школы милиции, смело выдвигал на руководящую работу, считал, что наши базовые знания для работы в милиции значительно выше, чем у тех, кто заканчивал юридические вузы. Школа милиции дополнительно давала знания по специальным предметам: оперативно-розыскной работе, спецтехнике, специальный раздел в криминалистике и ряде других. В тот период на службу в органы внутренних дел приходили лица, обучающиеся заочно в университете на юридическом факультете. О них говорили так: «Соловей и воробей заканчивали одну консерваторию, только соловей очно, а воробей заочно».
В отделе милиции отработал более семи лет, почти два года начальником отдела внутренних дел. Подал рапорт о направлении меня на учёбу в Академию МВД СССР. Вскоре вызвали в областное управление, я думал, что будет решаться вопрос по моему рапорту. Во время беседы В.М. Пахаев сказал: «Вместо учёбы в Академии мы направляем тебя для работы в областной комитет партии. Для рассмотрения кандидатур мы представляли в обком документы на нескольких человек, выбрали тебя. Не вздумай возражать при собеседовании, через некоторое время ты вернёшься в Управление внутренних дел».
Работа в обкоме КПСС значительно расширила мой кругозор: постоянно в районах области, на местах. Всё это способствовало более глубокому изучению кадров милиции, оперативной обстановки. Исходя из неё, рекомендовать партийным органам принятия соответствующих мер: составление комплексных планов предупреждения правонарушений и преступности, вовлечение в эту работу общественности, создание пунктов охраны правопорядка по месту жительства граждан, укрепление милиции подготовленными кадрами и др. Также эта работа дала возможность познакомиться с секретарями райкомов партии, председателями райисполкомов, руководителями областных управлений и отделов облисполкома. В дальнейшем это дало возможность вместе с ними решать социальные вопросы для коллективов милиции. Работа в обкоме КПСС — это хорошая школа.
Через определённое время был возвращён в Управление внутренних дел на должность заместителя начальника.
Организовывал работу оперативных служб следствия, уголовного розыска, экспертно-криминалистического отдела, 7-го отдела, профилактики. При отсутствии начальника постоянно исполнял его обязанности. Примерно через полгода я освоил полностью все службы и владел в совершенстве оперативной обстановкой в области. Базовые знания, полученные в Омской высшей школе милиции, а также на Высших академических курсах Академии МВД СССР, способствовали этому, да и начальники отделов Управления стремились оказать мне помощь. В этот период в милиции создавались новые отделы: профилактики — начальник В.Н. Горелов; по борьбе с организованной преступностью — В.В. Зайцев. Ускоренными темпами развивался экспертно-криминалистический отдел — П.Н. Оглоблин и Б.К. Вохминцев.
Внутри служб вводилась специализация. Практика показала, что мы шли правильным путём. Например, созданное отделение следователей в ГАИ по расследованию дорожно-транспортных происшествий существует до настоящего времени. Хотя некоторые службы ликвидированы: профилактики, по борьбе с организованной преступностью и другие. На мой взгляд, это сделано напрасно.
В период работы в Управлении в 1980–1981 годах выполнял интернациональную миссию в Афганистане — заместителем командира отряда специального назначения МВД СССР «Кобальт». Вели борьбу с бандформированиями (смотри рассказ «Отряд Кобальт»). В ДРА пели песню «Ты многих не дождёшься сыновей, земля моя, рыдай и плачь от горя».
В 80-е годы остро встала проблема создания нормальных рабочих и бытовых условий для сотрудников органов внутренних дел. Из 21 лишь в 5 районах отделы милиции размещались в кирпичных зданиях, в остальных — в старых, деревянных, полусгнивших постройках, требовались площади для размещения ГАИ. Каждый второй сотрудник стоял в очереди на жильё.
В это время меня назначили начальником УВД. Владея обстановкой, руководство Управления приняло стратегическую программу строительства — это расширение строительной базы, привлечение подрядных организаций, а также сотрудников органов внутренних дел для строительства, изыскание источников финансирования и др. Реализацию возложили на заместителя начальника Б.В. Вознесенского, руководство СМУ И.Н. Теличенко и ОКСа УВД Г.И. Ламзина.
Нам удалось психологически настроить сотрудников отделов милиции, пожарных частей и колоний на активное участие в строительных делах: «Если мы сами не построим для себя отдел, жильё, то ещё десятки лет будем прозябать в тех условиях, в которых сейчас находимся». Этот призыв поддержало большинство сотрудников.
За 6 лет работы начальником Управления нам удалось построить 7 зданий для милиции. Строили их начальники вместе с коллективами под руководством и контролем СМУ ОКСа: Кировский отдел — Ю.Х. Сабитов; Советский — В.Д. Квасов и Н.И. Семёнов; Верхнекетский — В.В. Лощинкин; Тегульдетский — А.С. Родиков; Зырянский — О.А. Крафт и В.Ф. Федосеев; Стрежевской — А.В. Шестаков, Н.И. Семёнов и И.И. Домнич; комплекс ГАИ — В.И. Машуков и Г.С. Коваленко. Сделали пристройки к зданиям отделов Первомайского — М.П. Уртамов; Ленинского — Л.М. Белянкин; Парабельского — В.М. Ткаченко. Сделали капитальный ремонт здания Томского отдела по улице Ленина, 90, - А.С. Пименов и В.В. Хромов. Было начато строительство зданий в оставшихся районах: в Кедровом — М.В. Зубарев; Кривошеинском — А.И. Жмулёв; Чаинском — Ю.Ф. Моторов; Октябрьском — А.Я. Разумов и Б.Н. Огарков; Каргасокском — И.Т. Арищин и Г.Ф. Фатеев; Бакчарском — Г.Г. Филимонов.