Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933—1937 гг.) - Коллектив авторов
Планомерная подготовка инженерно-технических и рабочих кадров, приобретение ими опыта создали условия для освоения новых производств. Большую роль в этом сыграло стахановское движение. В первый период оно шло в основном по линии улучшения организации труда, поскольку внедрение более совершенных методов работы в химической промышленности требовало активной помощи инженерно-технических работников. Необходимы были многочисленные и ответственные расчеты, так как технологический процесс на многих участках взаимосвязан, изменения его требуют в большинстве случаев переделки аппаратуры, а ошибки в расчетах химических реакций или в конструкции оборудования могут привести к взрывам, отравлениям и ожогам. А именно в основной химии ряд хозяйственных и инженерно-технических работников с момента возникновения стахановского движения не оказывали ему необходимой помощи и поддержки, относились к нему формально. Поэтому-то рабочие направляли свои усилия прежде всего на организацию труда. Отсюда первые успехи стахановцев среди ремонтных, транспортных и других вспомогательных рабочих, а также в производствах, почти не имеющих дела с химическими процессами (фосфоритная мельница Воскресенского химического завода), либо включающих несложные химические процессы (производство суперфосфата). Например, слесари Ново-Московского химического комбината Лебедев, Денищенко, Желобов и другие в результате улучшения организации труда (подготовка инструментов, расстановка людей, разделение операций, рационализация техники ремонта) сократили срок ремонта оборудования в 2—3 раза 452. Так было почти на всех химических заводах.
Показывали образцы труда и многие производственные рабочие и инженеры. Так, на Щелковском химическом заводе т. Журавлев за счет ускорения операций и частичного изменения режима увеличил выпуск продукта в 3 раза. Аппаратчица солевого цеха Уткина за счет тщательного ведения процесса добилась увеличения выработки продукции с 3—4 т в смену до 21 т и т.д.
Усовершенствования процесса, давшие хорошие результаты, были внедрены в производство минеральных удобрений. На фосфоритной мельнице Воскресенского химического комбината бригадир смены Щепкин ввел в своей бригаде тщательный осмотр и смазку механизмов, организовал равномерную загрузку сушильных барабанов, поддержание в них равномерной температуры, увеличение нагрузки мельниц, правильную расстановку и инструктирование рабочих и пр. и добился таким образом увеличения мощности фосфоритной мельницы вдвое.
На Ново-Московском химическом комбинате осуществление предложения инженера Климахина дало возможность увеличить мощность цеха удобрений в 2 раза. Вместо ведения процесса «на глазок» им был разработан и установлен строгий технологический режим. Продолжительность процесса выпарки сократилась с 8—9 час. до 5,5—6 час., и были значительно сокращены потери сырья и продукции.
Не столь значительные результаты наблюдались в отраслях основной химической промышленности, где технологический процесс сложнее, например, в содовом производстве, в производстве синтетического аммиака. Развертыванию стахановского движения в них нередко мешала недостаточная поддержка его администрацией, перебои в производстве из-за необеспеченности его сырьем, несогласованности в работе взаимосвязанных агрегатов и участков и т.д. Были случаи и открытого саботажа. Однако и в этих отраслях имелись достижения в области стахановского движения.
На заводе «Красный химик» заводоуправление наметило капитальный ремонт цеха башенной кислоты с остановкой его на 14 дней. Благодаря рациональной расстановке людей и стахановской работе ремонтных рабочих он был закончен за 44 часа. На Дорогомиловском химическом заводе по предложению стахановца цеха аш-кислоты Мартынова в процесс фильтрации полупродукта были внесены изменения, позволившие сократить его с 10 час. до 1 час. 40 мин. и т.д. Осуществление ряда усовершенствований технологического процесса привело к увеличению мощности цеха в 1,5 раза.
По основным предприятиям Главхимпрома в конце пятилетки 30,3% всех рабочих были стахановцами.
В 1936 г. в химической индустрии, как и в других отраслях промышленности, подверглись пересмотру и значительному увеличению проектные мощности. Мощность сернокислотных установок, например, была увеличена на 60% по сравнению с проектной. Намеченная на 1937 г. мощность суперфосфатных заводов превышала проектную почти в 2 раза.
Были значительно повышены нормы выработки. Так, по Главному управлению основной химической промышленности они возросли в среднем на 34%.
Совершенствование технической базы и развитие социалистического соревнования обусловили повышение производительности труда в химической отрасли за годы второй пятилетки на 109,3% (план — 75%) 453.
Определенную роль в этом сыграл рост личной материальной заинтересованности рабочих, ИТР и служащих. С 1935 г. широкое распространение получила сдельная прогрессивная оплата труда, давшая в химической промышленности особенно большой эффект. На Щелковском химическом заводе, например, в соляно-сульфатном цехе после введения прогрессивной оплаты месячная выработка поднялась на 5—32%, среднемесячная зарплата рабочих повысилась на 7%; в башенном цехе среднесуточная выработка увеличилась на 2—5%, производительность труда — на 18—33%, зарплата рабочих — на 24%; в контактном цехе общая выработка повысилась на 14—18%, производительность труда — на 11—26%, заработная плата — на 13—15%. Высокие темпы роста заработной платы при этом частично объяснялись хлебной надбавкой к ней.
Необходимо отметить снижение материальных затрат на производство продукции. В частности это относится к основной химии и производству синтетического каучука, которые вошли в число отраслей, сыгравших решающую роль в снижении себестоимости продукции тяжелой промышленности. Себестоимость синтетического каучука уменьшилась особенно заметно. Характерно, что наибольшее снижение себестоимости было достигнуто по новым видам продукции, освоенным в годы второй пятилетки. Так, в 1935 г. при среднем снижении себестоимости на предприятиях основной химии на 5,5% по вновь освоенной продукции оно составило 30,2% 454. Резервами сокращения себестоимости были недостаточно полное использование отходов в основной химии и лесохимии, брак.
Развитие отдельных отраслей химической промышленности проходило неодинаково. В одних отраслях велось большое новое капитальное строительство, другие развивали производство за счет совершенствования имевшейся производственной базы; в одних отраслях решались вопросы разработки и освоения новых технологических процессов, в других — проблема сырья и т.п. Рассмотрим развитие основных отраслей химической промышленности того периода.
Сернокислотное производство — ведущее и одно из наиболее сложных производств основной химической промышленности. С точки зрения наличия в стране серосодержащего сырья сернокислотная промышленность была вполне обеспечена сырьевой базой. Однако в начале второго пятилетия сернокислотная промышленность базировалась главным образом на серых колчеданах Урала, и большинство предприятий страны зависело от поставок колчедана, флотохвостов и пиритных огарков с его заводов (главным образом с Красноуральского и Среднеуральского медеплавильных заводов).
Неритмичная работа транспорта нередко ставила сернокислотные заводы в тяжелое положение. Из-за недопоставок сырья многие из них работали не на полную мощность, а иногда и простаивали.
Вторым пятилетним планом предусматривалось расширение сырьевой базы сернокислотного производства путем перевода его с серного колчедана на другие виды сырья. Доля рядового серного колчедана в сырьевом балансе отрасли должна была снизиться с 69,7% в 1932 г. до 14,5% за счет повышения удельного веса всех прочих видов сырья, прежде всего отходов цветной металлургии — флотационных хвостов и пиритных концентратов, отходящих газов медеплавильных и цинковых заводов (это, к тому же, очищало атмосферу, окружающую заводы цветной металлургии, от вредных сернистых газов), а также отхода угольной промышленности — углистого колчедана. Применение отбросного сырья должно было способствовать удешевлению производства серной кислоты. Однако план не был выполнен. Расход серного колчедана в 1937 г. остался на уровне 50%. Сокращение его расхода произошло главным образом за счет использования флотационных хвостов. Несколько увеличилась в балансе сырья и доля отходящих газов (на 1,3%). Строительство новых заводов на отходящих газах не было осуществлено. Угольная промышленность недостаточно расширяла добычу углистого колчедана; новые виды сырья — гипсы, кислые гудроны, ферросульфаты и др. — не использовались.
452
А. М. Кац. Вопросы экономики основной химической промышленности СССР. Государственное научно-техническое изд-во химической литературы, 1939, стр. 195.
453
Н. Н. Калмыков и С. А. Вайсбейн. Экономика социалистической химической промышленности. М., Госхимиздат, 1955, стр. 199.
454
«Индустриализация СССР. 1933—1937 гг. Документы и материалы», стр. 348.