Дивный новый мир финансов - Катасонов Валентин Юрьевич (книги онлайн бесплатно .TXT, .FB2) 📗
Я уже не говорю о том, что та статистическая информация, которая выложена на сайте Банка России, свидетельствует, что в прошлом году долларизация экономики скорее усиливалась, чем снижалась. Вот, например, одна из ключевых статистических таблиц, называемая «Обзор кредитных организаций». Находим в ней позиции: «Депозиты, включаемые в широкую денежную базу» (строчка 96), «Депозиты в рублях» (строчка 97), «Депозиты в валюте» (строчка 106). Несложные подсчеты позволяют определить долю валютных депозитов в общем объеме всех средств, размещаемых на депозитах кредитных организаций всеми категориями вкладчиков (небанковские финансовые организации, нефинансовые компании, органы государственного управления, физические лица). По состоянию на 1 января соответствующего года эта доля была равна (%): 2017 г. – 28,1; 2018 г. – 25,9; 2019 г. – 27,3. Если в позапрошлом году действительно наблюдалось снижение доли иностранной валюты на депозитах российских кредитных организаций (на 2,2 процентных пункта), то в прошлом году произошло увеличение этой доля на 1,4 процентных пункта. И это Банк России называет дедолларизацией, которая «проходит в целом умеренными и сбалансированными темпами»? Это пример, который показывает, что заявлениям Банка России доверять нельзя, их надо проверять и перепроверять, причем для этого достаточно бывает даже статистики Центробанка.
Растущий спрос на наличную валюту в России
Увы, долларизация продолжает нарастать. И одним из ярких проявлений этого неприятного и опасного процесса является растущий спрос в России на наличную иностранную валюту. Спрос растет бешеными темпами. По данным Банка России, на 1 января 2017 года находящаяся за пределами банковской системы наличная денежная масса в виде иностранных денежных знаков составила 53,88 млрд. долл. Через год этот показатель был уже равен 73,56 млрд. долл, (прирост за год на 37%). На 1 января нынешнего года объем наличной иностранной валюты в России вырос до 83,88 млрд. долл, (прирост за год на 14%). Если объем иностранной валюты в наличной форме будет продолжаться такими же темпами, то года через два он сравняется с объемом наличной рублевой массы. Предлагаю ознакомится со следующей таблицей, в которой я попытался свести воедино статистику объемов наличной валюты и наличной рублевой массы в российской экономике за отдельные годы.
Структура наличной денежной массы в Российской Федерации
Источник: данные Банка России
В таблице я привел данные за 2001 год, когда доля наличной иностранной валюты в общем объеме наличной денежной массы была максимальной – 76,2%. Минимальная доля была зафиксирована в 2008 году – 12,8%. За 2017-2019 гг. доля выросла с 29,8% до 37,0%. И Банк России утверждает, что наблюдается дедолларизация российской экономики?
Банк России предлагает не волноваться по поводу нарушения Конституции РФ
Когда Банк России публикует очередные данные о чистом оттоке частного капитала из страны (цифры просто ужасающие), то Неглинка (адрес главного офиса Банка России) говорит, что волноваться не надо. Почему? -Потому, что, мол, значительная часть оттока частного капитала ничто иное, как скупка наличной валюты российскими резидентами. Да, действительно, с экономической точки зрения это специфическая форма экспорта капитала. Но этот экспорт капитала осуществляется в интересах эмитентов иностранной валюты – ФРС США, Европейского центрального банка, Банка Англии и т.д. Они получают эмиссионный доход с каждой наличной иностранной денежной единицы, скупаемой российскими физическими и юридическими лицами. Неужели на Неглинке этого не понимают? Разве они не понимают, что обращения наличной иностранной валюты на территории страны размывает ее национальный суверенитет, ослабляет устойчивость рубля и, в конечном счете, есть нарушение Конституции РФ? И Неглинка предлагает нам не волноваться по этому поводу?
Статья 75, пункт 1 гласит: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются». Слово «введение» означает одно: введение в обращение других денег, кроме российского рубля, запрещено. А «другие деньги» – прежде всего, доллары США и евро.
Валютная контрабанда, которую Банк России не замечает
Статистика Банка России не отражает в полной мере реальную массу наличной иностранной валюты в стране. Фиксируются лишь объемы иностранных денежных знаков, которые выдаются банками Российской Федерации через их кассы. А ведь есть еще контрабанда валюты, которая не находит своего отражения в статистике Центробанка. К сожалению, в России никто не делал даже экспертных оценок величины наличных иностранных денежных знаков, попавших в страну по контрабандным каналам. А вот на Западе такие оценки делаются.
Особенно в США. Там подсчитали, что 60% всей наличной долларовой массы, созданной «печатным станком» ФРС США, находится за пределами страны. Самая крупная наличная купюра – 100 долларов. По американским оценкам, 80% всех стодолларовых купюр находится за пределами США. По оценкам некоторых американских экспертов, в России сосредоточено 20-25% всех наличных долларов, оказавшихся за пределами США. Общий объем наличной долларовой массы (денежный агрегат МО) – более 4 трлн. долл. Около 2,5 трлн. долл, наличных долларов оказались за пределами США. Если верить американским оценкам, то получается, что в России объем наличных долларов как минимум 500 млрд. долл. Конечно, таких объемов быть не может. Американские оценки предвзяты, они призваны показать, что Россия, накопив астрономические суммы наличной долларовой валюты, превратилась в «империю зла», занимающуюся финансированием терроризма по всему миру. При этом американские эксперты отмечают, что «зеленая» валюта в Россию поступает преимущественно по контрабандным каналам. С этим тезисом, пожалуй, согласиться можно. Не исключено, что Россия с учетом нелегального ввоза денежных знаков действительно является главным зарубежным «потребителем» продукции «печатного станка» ФРС США.
А вот оценки ЕЦБ, касающиеся наличных евро. За пределами Европейского Союза находится примерно 350 млрд, евро – преимущественно в виде крупных банкнот 500, 200 и 100 евро. Треть этой массы осела в Швейцарии, за ней следует Россия, на которую приходится 20%, или около 70 млрд. евро.
Итак, учитывая наличие валютной контрабанды, можно предположить, что на сегодняшний день фактический объем наличных иностранных денежных знаков, хранящихся и обращающихся в России, как минимум равен наличной рублевой денежной массе. А, скорее всего, превосходит ее. И Банк России заявляет о дедолларизации страны!
Не исключаю, что в ближайшее время активизируется процесс перевода иностранной валюты из безналичной в наличную форму. Проценты, уплачиваемые по валютным депозитам, крайне низкие. А вот риски хранения валюты в банках велики. Риски, связанны с отзывом лицензии, включением банка в «черные» (санкционные) списки Вашингтона и т.п. Стеклянная банка или матрас становятся более предпочтительным средством для сбережения накоплений, причем не только физических лиц, но и бизнеса. На основе официальных данных Банка России я провел некоторые расчеты. В совокупном объеме валютных депозитов и наличной валюты, находящейся за пределами банковской системы, доля последней на 1 января 2017 года составляла 21,4%. На начало прошлого года этот показатель был уже равен 26,4%. На начало нынешнего года он увеличился до 29,2%. Валюта с банковских депозитов постепенно перемещается в стеклянные банки и под матрасы.
Банк России борется с «дедолларизацией», затовариваясь «зеленой бумагой»
О нарастающих темпах бегства российских граждан в наличную валюту свидетельствуют также некоторые другие цифры и факты. В сентябре прошлого года ЦБ резко увеличил запасы наличной валюты: они выросли с 1,4 млрд. долл, на 1 января 2015 года до 31,2 млрд. долл, на 1 сентября 2018 года. Более поздних данных, к сожалению, нет. Некоторые российские СМИ обратили внимание на указанную настораживающую тенденцию. И Центробанк на это отреагировал своеобразным образом: перестал публиковать статистику своих запасов наличной валюты. Он объединил указанный счет со счетом «депозиты», с 1 октября прошлого года стал публиковаться общий счет «иностранная валюта и депозиты».